Сергей Архипчук: Нельзя уравнивать культуры

1 августа, 2008 17:00 / Интервью
Сергей Архипчук: Нельзя уравнивать культуры

Сергей Архипчук: Нельзя уравнивать культуры

За короткое время Сергей Владимирович, человек немало сделавший для развития современной украинской культуры, поделился собственным мнением относительно статуса государственного языка, современной эстрады и юных талантов.

О РАБОТЕ С ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

- Когда человек неуверен в себе, с внутренними проблемами, у него начинаются проблемы и с творчеством.

Если говорить о мэтрах эстрады, то, скажем, слону не нужно доказывать, что он слон. Это и так видно. С профессионалами не бывает проблем.

Многие поп-исполнители сейчас неправильно выстраивают свой творческий путь. Вместо того, чтобы потратить средства на нужные вещи – поставить речь, приобрести хорошую аранжировку, тратятся на внешний вид: машину, прическу, костюм.

Возьмем Ани Лорак. Она на сцене уже больше 10 лет. Но можно на пальцах одной руки пересчитать яркие хиты за всю ее карьеру - реклама шоколада «Корона» и две-три песни. Это говорит об уровне претензий в искусстве и в жизни.

Сейчас мы не можем говорить, какие из современных песен будут популярны через 20 и 30 лет. Но есть вещи которые входят в наши сердца навсегда. Ту же «Босса нову» любят, какой бы она ни была.

ОБ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ

- Украинская культура еще долго будет не в равном положении. Много веков она пыталась выбраться из этого униженного положения в церкви, школах, вузах, книгопечатании.

Если копнуть историю, украинцы никогда не ставили военных целей. Они хотели свое книгопечатание, школу, высшую школу, церковь - и все.

Пока положение украинского языка будет униженным и оскорбленным, мне кажется, постановка вопроса о языке некорректна.

Включив телевизор, заглянув в газетный киоск или книжный магазин, вы сразу увидите, сколько человек могут удовлетворить свои русскоязычные потребности и сколько - украиноязычные.

Нельзя смотреть на языковую проблему только как на проблему языка.

Для примера, есть песня «Про рушник», но нет песни «О полотенце». Это выглядело бы нелепо. То же самое - «барвинок». Им украинские девушки украшают венки и каравай! А в русской культуре этот цветок называется «могильник». Это органично, ведь он растет на могилах. Но в соседней культуре им не украшают хлеб, он ассоциируется с кладбищем.

Поэтому нельзя уравнивать культуры. Язык не есть обозначение понятий и слов. В нем закодированы определенные моральные ценности, кодексы.

О КОНКУРСАХ МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА

- Самое главное в таких конкурсах – самоценность. То, что дети делают, важно сегодня и сейчас. То, что будет завтра, будет завтра. Они занимаются достойным делом. Кто-то поет вещи более классического плана, кто-то – более традиционную эстраду, кто-то работает на грани жанра. Но все, что они делают, - это искусство юных.

Это прекрасно, потому что в дальнейшем оно никогда не станет им поперек дороги.

В этих конкурсах, независимо от мест, есть большой урок, в первую очередь, для взрослых. Ведь взрослые часто жаловались, что у них не было возможности, не хватило времени на то, чем сейчас занимаются их дети.

НАША СПРАВКА

Сергей Архипчук родился 18 ноября 1960 г. на хуторе Ганнивка в Костопольском районе Ровенской области. В 1979 г. закончил Днепропетровское государственное театральное училище. В 1984 г. - Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского, г. Москва. Работал режиссером в Донецкой опере, Днепропетровском театре им. Т. Шевченко. Лауреат Международного конкурса режиссеров эстрады (Москва, 1989 г.). «Режиссер года» (фестиваль «Нові зірки старого року», 1994 г.). Вагнеровский стипендиат (Байройт (ФРН), 1997г.). Главний режиссер праздников: 700-летие Коломыи, 620-летие Болехова, День Киева-93, Всеукраинского праздника пива (1995 г., 1996 г., 1997 г., 1998 г.), 590-летие Рашкова (1992 г.), «Дійство про Св. Миколая» (Киев, 2000 г.).

tvplus.dn.ua

коментарии (27)
осталось 1000 символов