Богдан Ступка: "Живу по принципу: собаки лают, караван идет".

Богдан Ступка:

В начале апреля состоялась премьера эпической драмы Владимира Бортко "Тарас Бульба". Богдан Ступка, сыгравший в нем главную роль, любезно согласился дать интервью.

- Актер принадлежит миру, он вне политики. К тому же я никогда не делил людей на своих и чужих и не люблю, когда кто-то начинает это делать. Но вот за вами у меня польское телевидение интервью будет брать. Сей час обязательно спросят, как у меня язык повернулся произнести: "Бей ляхов!".

- Так это же Гоголь написал от имени Тараса Бульбы. А вы его только озвучили.

- Да? А почему тогда все меня спрашивают, смог бы я убить своего сына?! (Смеется.)

- Сравнения сами собой напрашиваются. Но если исключить крайность, были в вашей жизни моменты, когда вы не могли простить обидчика?

- Раньше я рассуждал так: есть поступки, которые простить нельзя. А теперь я считаю иначе: как вычислить эти поступки? У любой ситуации две стороны - иногда ведь можно оправдать и убийство, и предательство, и воровство. Спросите у любого следователя: если есть преступление, найдется и мотив.... Вот у нас в театре есть замдиректора. Я к нему как-то пришел, когда был актером, и по душам поделился: "Невозможно стало работать: подножки ставят, клевещут, кляузничают!" Он мне отвечает: "Ужас!" Я продолжаю громче: "Это неправильно, аморально, подло..." Он мне в том же тоне: "Да!" Я еще громче: "Гнать таких из театра!" Он кричит: "Да! - и уже спокойно добавляет: - Прости ему..." Вот это "прости" я запомнил навсегда. Жизнь дает испытания, и, даже когда на тебя вешают всех собак, ты должен научиться прощать. Ты запомнишь, но ты не ответишь тем же. Потому что, когда ты наносишь контрудар, это уже месть, вендетта, и конца и края этому не будет.

- Но тот, кто не отвечает, принимает удар на себя.

- Да, поэтому и бессонные ночи, поэтому высокий сахар в крови. Врачи говорят, мол, едите много сладкого, булочки любите. Ерунда это все - я-то знаю, отчего у меня порой высокий сахар. Но все равно каждый раз молчу, даже когда очень хочется ответить. Давно уже живу по принципу: собаки лают, караван идет.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="54583" ServerSize="217x322" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle> 

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="54582" ServerSize="217x322" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>  - Богдан Сильвестрович, вы же худрук театра, у вас в подчинении огромное количество человек. Они наверняка к вам приходят и с жалобами, и с кляузами. Тоже говорите: "Прости ему"?

- Приходят, конечно. "Я играю два спектакля, а он - четыре. Но мы же равноценные актеры..." Один придет, по том другой с чем-нибудь пожалует. Тут надо поговорить, объяснить что да почему. Актеры очень ранимые, с ними нельзя как в армии: как генерал сказал, так и будет. Я всегда стараюсь быть... либеральным, что ли. Например, за время своего руководства я никого не уволил - все работают на своих местах. Но это не значит, что я такой добрый: руководитель должен быть мудрым, а не мягким. Я даже, знаете, порой в театре, как пугало (которых на огороде до сих пор ставят): прихожу за кулисы и прогуливаюсь там с деловым видом - народ суетится сразу, активно работать начинает. (Смеется.)

- Вы с женой вместе уже больше 40 лет...

- 25 марта 42 года отметили.

- Секрет вашей семейной жизни также в мудрости управления?

- Теперь, спустя столько лет, может, и в мудрости. Но по большому счету весь секрет в любви. Просто мы с Ларисой как встретились - я тогда только отслужил в армии, так до сих пор любим друг друга.

Было вначале, когда мы подавали на развод, Остапу тогда года два исполнилось. Молодые были, горячие - чашку не туда поставил, пришел поздно. Подружки у нее все мужей побросали и ее подстрекали - найдешь, мол, и получше.... И вот идем из загса, плачем. Дошли до угла улицы, я говорю: "Может, вернемся, заберем заявление?" Она радостно: "Давай!" Если и говорить о мудрости в семье - то это скорее про Ларису. Она, может быть, быстрее меня поняла, что главное - уметь прощать. Вот поссорились мы, я надулся, закрылся у себя, не разговариваю. Она, конечно, тоже могла бы хлопнуть дверью. А что она делает? Варит вкусный обед, приходит, гладит меня по голове: "Что же ты тут на голодный желудок дуешься? Иди поешь, потом дуйся". И все. Я обезоружен. Конфликт исчерпан.  <tv:MultimediaArticle MultimediaID="54650" ServerSize="322x217" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

- Лариса Семеновна приехала на премьеру "Тараса Бульбы" в Москву?

- Нет, у Ларисы не получилось. Я с сыном приехал - он тоже играл в фильме, и с невесткой. Хотел со всем своим выводком - у меня же три внука: Дима, Устинка и Богданчик. Младший родился, пока я снимался в "Бульбе". Но на премьеру мы прилетели в сокращенном варианте. 

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="54581" ServerSize="217x322" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle> 

- Ваш сын Остап стал актером, а старший внук не хочет продолжить династию?

- Уже продолжил. Учится у меня на 3-м курсе в театральном университете. Но его не смущает, что я веду курс, - это у Остапа был комплекс. Боялся, что все будут говорить: "Ну, ясно! Сын Ступки!" А малой без предрассудков. Он лет с 12 играл у нас в театре мальчиков - это обычная история для детей актеров. Но потом его от театра как отрезало, захотел быть журналистом. А еще у молодых желание сразу заработать много денег, купить машину.... В общем, журналиста из Дмитрия не вышло, пришел ко мне на курс. Скоро у нас в театре премьера "Женить бы". У него там три роли - слуги, Дуняши - это женская роль, а потом он выйдет на сцену в роли Гоголя. Его и в кино уже на главную роль позвали.

- А если Диму в московский театр пригласят - отпустите?

- Да куда угодно. Я никого не держу.

- Вас же когда-то звали в Театр им. Моссовета?

- Да. Но я отказался. В 1985 году мы с Ларисой уже приехали в Москву и жили в общежитии театра. И вдруг я узнал, что известный киевский актер Михаил Романов, когда переехал в Москву, тоже жил в гостинице Театра им. Моссовета - он тогда репетировал с Марецкой в спектакле "Милый лжец". Так он там и умер, в этой гостинице, не успев получить квартиру. Я решил, что это знак. (Смеется.)

Внука позовут - пусть едет. Только я не хочу, чтобы он корни свои терял, забыл, откуда он родом. Корни - это не где родился, там и сгодился, корни - это твоя сила. Они мне и в "Тарасе Бульбе" сыграть помогли. Не знал бы я, что такое Запорожье, может, и не получился бы у меня Бульба. Вот так.


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK