В 80-е "Голубой огонек" превратился в тусовку

18 декабря, 2009 09:05 / На TВ
В 80-е "Голубой огонек" превратился в тусовку

В 80-е "Голубой огонек" превратился в тусовку

Что представляла собой главная новогодняя телепередача "Голубой огонек" в 80-е, время, изменившее жизнь страны.

К началу 80-х цветное телевещание, до этого бывшее скорее приятным исключением на черно-белом фоне, превратилось в обычное явление. Качество изображения улучшилось многократно, но до настоящих спец­эффектов дело еще не дошло, хотя "чудо-возможности телевидения" в "Огоньках" пытались обыгрывать постоянно. Например, встречая 1982 год, ведущие Владимир Конкин и Татьяна Веденеева изображали телесвязь студии с экипажами летящего через всю страну самолета и бороздящего Арктику атомохода и даже пограничниками на Дальнем Востоке. А годом позже Михаил Державин "удивлял" народ, внезапно исчезая из кадра в одном месте и появляясь в другом. Четверть века назад у нас была страна непуганых телезрителей.

 

НА МАНЕЖЕ ЕЩЕ ВСЕ ТЕ ЖЕ

Это не может не удивлять, но набор основных персонажей на "Огоньках" почти тридцатилетней давности не слишком отличается от тех, кто будет присутствовать в телевизоре на встрече 2010 года. Уже тогда Владимир Винокур пародировал Льва Лещенко, а сам Лещенко пел песни про любовь и жизнь, которая становится лучше. А за роялем им уже тогда аккомпанировал Левон Оганезов.

Немного удивляет и то, что сегодня многие из артистов выглядят даже лучше, чем тогда. В 1981 году "новобранец" новогодних телезастолий София Ротару спела "Счастья тебе, Земля моя" и с тех пор не изменилась вообще (какова в этом вопросе заслуга пластических хирургов, сейчас не важно). Начинавшая с "Огоньков" 60-х Эдита Пьеха в середине 80-х как будто замерла во времени. А вот Алла Пугачева вначале 80-х хоть уже и носила титул королевы советской эстрады, но королевского вида не имела.

 

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="218765" ServerSize="330x220" Description="Юмор &quot;бабок&quot; народу очень нравился" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

ЖАН ЛУ КРЕТЬЕН ВМЕСТО ГАГАРИНА

Ни одна эпоха не может существовать без героев. Одна из функций "Огонька" как раз и была в чествовании тех, на кого надо равняться. Но в 80-х выяснилось, что само понятие "герой" стало вдруг размываться.

Двадцать лет назад Юрий Гагарин был всеобщим кумиром, но с тех пор космонавт превратился просто в человека редкой профессии. В начале десятилетия гагаринское знамя еще держали, например, французские космонавты. Жан Лу Кретьен из Звездного городка на отличном русском языке произносил тост-поздравление советскому народу.

Некоторое время инициативу удерживали спортсмены. Обыгравший в 1981 году во второй раз в матче за мировую шахматную корону Виктора Корчного Анатолий Карпов удостоился за это в новогоднем "Огоньке" пары минут интервью. А выигравшие Кубок Кубков тбилисские динамовцы - даже целого номера. В нем Котэ Махарадзе (комментаторы тоже стали героями!) вместе с актером Владимиром Басовым расспрашивали Давида Кипиани о планах на предстоящий чемпионат мира в Испании.

 

ТЫНИС МЯГИ ПРОТИВ ТОТО КУТУНЬО

Игнорировать "тлетворное влияние Запада" становилось все труднее. Вначале 80-х за полуиностранного певца вполне сходил Тынис Мяги, который как-то уж слишком бодро для эстонца пританцовывал на "Огоньках" под "Спасите, спасите, спасите разбитое сердце мое". Но уже тогда стали появляться отдельные представители дружественных держав. Особняком проходила итальянская эстрада. И если в 1981 году началось с мало кому известной итальянки Ивы Дзаники, то в 1985-м дошло уже до самого Тото Кутуньо, хоть и в качестве записанного отдельно номера.

Однако мысль, что счастливую массовку можно снимать отдельно, пришла к создателям "Огоньков" не сразу. И, например, под ту самую Иву Дзаники, третьеразрядную певицу, отплясывать, изображая радость, пришлось народной артистке Софико Чиаурели, певцу Большого театра Евгению Райкову, актерам Александру Кузнецову и Спартаку Мишулину и даже Котэ Махарадзе.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="218764" ServerSize="330x220" Description="Полунин начинал программу с образа Асисяя" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

 

КТО ПУСТИЛ АСИСЯЯ?

Исключительно из-за того, что матерые "проверенные" сатирики, на протяжении десятилетий пропесочивавшие отдельные недостатки, в силу возраста уже сошли со сцены, снимать ради народного веселья приходилось тех, кто помоложе. Ведь нельзя же оставлять Новый год без смеха. Из старой гвардии в 80-х удержались лишь далекие предки "Новых русских бабок" Авдотья Никитишна и Вероника Маврикиевна (Вадим Тонков и Борис Владимиров). Молодая поросль была представлена Геннадием Хазановым, шутить которому разрешалось лишь над дураками на местах, и Вячеславом Полуниным, чей герой Асисяй с его абстрактным юмором вообще неизвестно как пролез на советское ТВ. И тем не менее Полунину в образе Асисяя доверили и свои знаменитые номера "Телефонный разговор" и "Низ-зя!" представить и даже в ведущие одного из "Огоньков" допустили.

 

НОВАЯ ВОЛНА СМЕЛА МОНСТРОВ ЭСТРАДЫ

Впрочем, все сказанное справедливо лишь к первой половине 80-х. Новогодний "Огонек" в начале десятилетия и в его конце - две разные программы на одну тему. За недолгие годы и зрители, и создатели передачи изменились слишком сильно. Кроме того, с должности главы Гостелерадио попросили державшего телевидение в ежовых рукавицах Лапина, Горбачев объявил перестройку, и скрытые течения начали одно за другим вылезать на поверхность.

В программу "Огонька" стали попадать те, кого прежде к нему не пускали на пушечный выстрел. Валерий Леонтьев, чьи наряды возмущали теленачальство, Михаил Жванецкий, чей юмор руководство отказывалось понимать.

Ну а, прикрывшись словами про новую волну и новые требования масс, в "Огонек" прорвались те, кого еще недавно гоняла вся милиция Советского Союза. Макаревич, Агузарова, Сюткин, рок-группы "Форум" и "Пикник" заняли места, еще недавно принадлежавшие мэтрам советской песни. Ну а когда еще через год подтянулись Александр Серов, Сергей Минаев и Алексей Глызин, "Огонек" начал стремительно утрачивать свой статус культовой программы, демонстрировавшей лучшее, что было в стране. Он превратился просто в актуальную тусовку.

коментарии (27)
осталось 1000 символов