Корреспондент: Уличное движение. Украинские художники украшают своими рисунками стены по всему м

Корреспондент: Уличное движение. Украинские художники украшают своими рисунками стены по всему м

Украинские художники расписали родину и еще полмира своими муралес - соотечественники выходят в лидеры самого популярного направления стрит-арта, - пишет Ирина Илюшина в № 29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года

Прошлой осенью в одном из кварталов Майами появились новые“жители”, родом из Украины: стены домов и заборов знаменитого американскогогорода-курорта украсили муралес - гигантские граффити со сценками из жизнигорожан, сделанные украинскими уличными художниками.

На них среди деревьев и кустов разноцветные домохозяйкипокупают продукты или читают книги, их мужья занимаются спортом или смотрят подпопкорн телевизор, полисмен следит за порядком, а под домом сидит бомж,просящий лишнюю монетку.

Таковы последствия знаменитого фестиваля современногоискусства Miami Art Basel, и такой увидели американскую жизнь украинцы АлексейБордусов и Владимир Манжос, художники-муралисты из дуэта Інтересні казки,которые приняли участие в мероприятии.

В результате украинскими муралес уже расписана немалая часть земного шара - не только городские кварталы в США, но также в Мексике, Индии,Франции, Испании, Португалии, России, Италии, Польше, Словакии и некоторых других странах.

Муралес становится одним из самых популярных мировых трендовсовременного искусства, убеждены специалисты. Причем украинские художникинеплохо в него вписались, замечает искусствовед Александр Соловьев, куратор Национальногокультурного и музейного комплекса Мистецький арсенал. Он отмечает творческоевидение и профессионализм соотечественников, которые, будучи, как правило,дипломированными художниками-монументалистами, заметны рядом со своимииностранными коллегами.

Соловьев работы Казок называет классикой и кроме них говорито десятке украинских уличных художников, востребованных за рубежом. “Их частоприглашают на фестивали, или же сами резиденты, городские власти [приглашают]”,- говорит Соловьев.

В результате украинскими муралес уже расписана немалая частьземного шара - не только городские кварталы в США, но также в Мексике, Индии,Франции, Испании, Португалии, России, Италии, Польше, Словакии и некоторыхдругих странах.

“Безусловно, обычаи, нравы, возможно, стереотипы отражаютсяна творчестве, - говорит о своих работах Манжос. - Можно сказать, нашивпечатления о стране выливаются в рисунок”.

Эволюция граффити

Елизавета Волкова убеждена: уличные художники сделали ееродной Харьков более ярким - разрисовали бетонную набережную красочнымидинамичными картинками, героями которых стали знаменитые персонажи мировойкультуры - от поэта Александра Пушкина до кинодивы Мэрилин Монро.

“Я такого удовольствия от созерцания заборов не получаладавно! Все, как я люблю, - коллаж, юмор, цвет, стиль и, конечно же, [писательДаниил] Хармс, [музыкант, экс-участник харьковской группы 5’nizza Сергей]Бабкин, [американский блюзовый гитарист] BB King”, - перечисляет понравившиесяработы Волкова.

Суммы гонораров художники не называют, но признаются, что своим творчеством вполне себя обеспечивают и больше нигде не подрабатывают.

Их авторы - Роман Минин и Гамлет Зиньковский,профессиональные художники-монументалисты, - окончили Харьковскую академиюдизайна и искусств. У обоих за плечами немалый опыт работы, а также участие вукраинских и международных фестивалях и выставках, в том числе в Мистецькомуарсеналі.

У Манжоса из дуэта Інтересні казки профессиональногообразования нет, он окончил аграрный университет по специальности менеджерорганизаций, но никогда не работал в этой сфере. Неизвестно, много ли потерялов его лице сельское хозяйство, однако искусство явно приобрело: застатьхудожника в Украине практически невозможно - его ждут стены Севильи, Атланты,Парижа и Монреаля.

Причем все эти муралес абсолютно легальны и полностью оплачиваютсяприглашающей стороной - чаще всего организаторами арт-фестивалей или выставок,иногда - городскими властями.

Суммы гонораров художники не называют, но признаются, чтосвоим творчеством вполне себя обеспечивают и больше нигде не подрабатывают.

Чем занимаются художники-муралисты, от обычных граффити: если последним свойственна анонимность, бунтарская идея, риск и спонтанность, то муралисты зачастую - полноценные художники, выработавшие свой стиль.

Путь к мировой славе украинских муралистов лежал черезтемные улицы украинской столицы и других городов - ребята начинали как обычныерайтеры, то есть те, кто, орудуя баллончиком, наносит на стены свой псевдонимили рисует буквы и фразы.

“Мы рисовали граффити, но затем осознали, что этобессмысленно - писать шрифты или свой никнейм на стенах. И стали рисоватьперсонажей”, - вспоминает Манжос.

Эксперты отличают то, чем занимаются художники-муралисты, отобычных граффити: если последним свойственна анонимность, бунтарская идея, риски спонтанность, то муралисты зачастую - полноценные художники, выработавшиесвой стиль.

“Эти ребята смело называют свое имя, подписывая собственныемонументальные произведения, и стараются не спорить с законом”, - говорит искусствоведЕлизавета Бельская.

Со стены на Sotheby’s

Практически все украинские муралисты, а также некоторыехудожники, начинали граффитчиками. Так, еще недавно одесский райтер Apl315сидел в амстердамской тюрьме, поскольку не мог заплатить штраф за собственноепроизведение, которое нидерландская полиция посчитала порчей муниципальногоимущества. Сейчас он - на шестом месте в Топ-10 самых перспективных украинскиххудожников в возрасте до 35 лет, составленном авторитетным журналом Forbes.

Как отмечают эксперты, коммерциализация уличного искусства иего выход на легальные арт-площадки - одна из тенденций современного искусства.На одном из лондонских аукционов коллекция произведений британца Бэнкси - 18копий работ этого самого известного в мире граффитчика - ушла с молотка за 400тыс. фунтов стерлингов. Самый дорогой рисунок, Девочка с шариком, был проданболее чем за 73 тыс. фунтов - в пять раз выше эстимейта, то есть первойзапрошенной аукционистом цены.

Коммерциализация уличного искусства и его выход на легальные арт-площадки - одна из тенденций современного искусства

Украинским уличным художникам до таких цифр далеко, хотя онив тренде: одна из картин Apl315, Накладные варикозные вены, была продана за $1.650. Его персональные выставки проходят в Санкт-Петербурге, Варшаве, Берлинеи некоторых других европейских городах.

Стрит-арт вызывает значительный отклик в обществе, этосвоеобразный дух времени, свежее и демократическе явление, убежден уличныйхудожник Владимир Воротнев (Lodek). Да и его сообщество испытывает потребностьв галерейном и музейном пространстве как в дополнительной площадке для общениясо зрителем. Более того, во многих зарубежных странах, где власти думают особственном лице города, они всячески содействуют проектам уличных мастеров.

В Украине все наоборот: если речь идет о легальном продукте,то “все сложно”, рассказывает Apl315, зато если говорить о нелегальныхпроизведениях, то площадок хоть отбавляй. “Нетрудно работать в стране, гдекоррупция является второй национальной религией”, - художник намекает, что вУкраине у граффитчика, если его схватит милиция, всегда есть возможностьоткупиться.

Да и не вовлеченные в творческие процессы сограждане невсегда открыты к восприятию граффити. Зиньковский вспоминает, как однаждывладелец магазина, на стене которого он предложил что-то нарисовать, заявил: “Яв искусстве не нуждаюсь!”.

“Но есть и другие люди, которые ценят и любят все красивоевне зависимости от того, где оно находится, - оправдывает соотечественниковхудожник. - Я считаю, что именно за таким искусством будущее”. 

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK