Корреспондент: Кино прекрасной дамы. Интервью с актрисой, режиссером и сценаристом Ренатой Литви

1 ноября, 2012 06:33 / ШоуBiz
Корреспондент: Кино прекрасной дамы. Интервью с актрисой, режиссером и сценаристом Ренатой Литви

Корреспондент: Кино прекрасной дамы. Интервью с актрисой, режиссером и сценаристом Ренатой Литви

Актриса, режиссер и сценарист Рената Литвинова, в интервью Ирине Илюшиной № 42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года, - о новом фильме, снятом на ее гонорары, проблемах женщины-режиссера и верном способе омоложения

Ярко-красная помада, облегающее черное платье, нарочитая неправильность речи, странная жестикуляция. И тут же - неординарные идеи кинематографиста-профессионала и открытость на грани ранимости. Это - Рената Литвинова, enfant terrible и одновременно femme fatale российского кинематографа.

Собственно, сценарист Литвинова профессиональный - она окончила соответствующий факультет ВГИКа. А вот актрису в ней разглядела знаменитая Кира Муратова, предложив одну из главных ролей в своем фильме Увлеченья (1994).

Это - Рената Литвинова,enfant terrible и одновременно femme fatale российского кинематографа.

Эта работа принесла Литвиновой приз за лучший дебют на российском кинофестивале Кинотавр. А всенародную популярность, Государственную премию Российской Федерации и звание заслуженной артистки - сериал Граница. Таежный роман (2001). Там Литвинова исполнила роль, затем в разных вариациях повторившуюся во многих ее фильмах, - женщины доброй, романтичной и немного не от мира сего.

Сейчас, к своим 45 годам, Литвинова сыграла в 30 фильмах, побывала в составе жюри нескольких международных фестивалей, написала множество оригинальных сценариев - например, по ее книге Обладать и принадлежать режиссер Валерий Тодоровский снял фильм Страна глухих. К тому же шесть лент Литвинова сняла сама в качестве режиссера.

У этой хрупкой на вид женщины потрясающее трудолюбие и выдержка - всерьез и много занятая в кино, она сама воспитывает дочь-подростка, а по ночам продолжает сочинять истории, которые когда-то, как она надеется, станут книгами или фильмами.

Новая работа Литвиновой, Последняя сказка Риты, 1 ноября выходит на украинские экраны. Этот фильм она снимала с минимальной командой, на собственные деньги и, по ее признанию, в стол, не рассчитывая на прокат. Накануне старта проката Литвинова дала интервью Корреспонденту.

Эта работа принесла Литвиновой приз за лучший дебют на российском кинофестивале Кинотавр. А всенародную популярность, Государственную премию Российской Федерации и звание заслуженной артистки - сериал Граница. Таежный роман (2001).

- Расскажите о вашем новом фильме. Кто такая Рита и почему ее сказка - последняя?

- Рита Готье - главная героиня фильма, которая приезжает к своей однокурснице в больницу и не знает, что ей осталось жить 13 дней. И вот в эти 13 дней и происходит сказка - к ней приходит некое мифическое существо, прикидывающееся человеком, и провожает ее “на тот берег со всей любовью и уважением”. А существо это и есть сама Смерть, или, как она себя называет, охотница за красивыми душами, способными любить.

Для Риты это последняя сказка, потому что она уходит… из этого мира. Но я лично верю, что это быль, что среди нас есть эти ангелы Жизни и Смерти, просто мы о них забываем, но они о нас - никогда.

- Вы долго и упорно снимали, причем на свои деньги. Чем вас так сильно зацепила и держала эта тема?

- Я написала новеллу когда-то, будучи студенткой, и часть этой истории попала в мой фильм спустя почти 20 лет. Она обросла другим сюжетом, героями, но сама тема никак не старела внутри меня, она словно за эти два десятилетия отлежалась и буквально заставила меня ее снять.

Это прощание с главными страхами всех людей. Как не бояться смерти, когда она пришла? Как вечно помнить, что ты бессмертный? Вот все дети - они никогда не думают, что умрут, потому как знают, что бессмертны, а потом, в течение жизни, забывают об этом.

- Вы начали снимать фильм без спонсорских денег. Не пожалели об этом?

- Работалось трудно, было много человеческих очарований и разочарований, но это бесценный опыт, а жалеть о деньгах - это не мое. Зато я теперь знаю, каково это - снять фильм с группой, которая состоит из меня как режиссера и Земфиры как композитора, и тянуть все производство вдвоем, заменяя собой огромный штат работников.

Потратить все свои деньги, снимая фильм на фотоаппарат со студентами, - вот самый лучший способ омоложения, у меня не было времени даже заболеть! А по окончании съемок у меня есть огромные мотивации жить и работать дальше, чтобы, как в молодости, начать все с нуля.

- Сколько в итоге вы потратили на съемки? Надеетесь ли окупить их в прокате?

- Я потратила все свои гонорары за те три года, когда делала капсульные коллекции одежды для бренда Зарина. Но вообще я не думала, что картина будет так востребована и попадет на экраны, тем более в прокат. Я снимала ее практически как независимый арт-проект, может быть, и в стол, но не могла не снимать. И никак не рассчитывала вернуть свои затраченные деньги - я же на них получила свой фильм. Я отнеслась к трате всех своих денег как к некоему благотворительному жесту в сторону искусства.

- У вас много ипостасей - сценарист, актриса, режиссер. В какой из них вам комфортнее всего? И готовы ли вы бросить одну из этих сфер ради остальных?

- Мне комфортнее быть автором, но перетекать из профессии в профессию - это дает иллюзию отдыха. Вот когда я снимаюсь как актриса, это для меня настоящий курорт. Никакой ответственности, только знание текста.

- Женщин-режиссеров не только в России, но и во всем мире можно пересчитать по пальцам. Как вы думаете, почему?

- Сейчас на режиссерских курсах Института кинематографии половина девушек, а когда училась я, была одна девушка на весь курс, и та иностранка. Вообще, если честно, профессия режиссера требует большой отдачи, отрешения от личной жизни, а если твой спутник еще и вне творческой профессии, то очень трудно вести совместную жизнь, когда съемки или монтаж затягиваются за полночь и ты приходишь без сил. Наверное, поэтому многие женщины уходят в более “мирные” профессии, жертвуя во имя семьи режиссерской стезей.

Кому-то удается совмещать, например великой Кире Муратовой, но она не может не снимать. Думаю, в этом все дело - в твоей личной одержимости делать свои фильмы. В случае со мной “одержимость” - ключевое слово. Я снимала и монтировала Последнюю сказку Риты два года, на фотоаппарат, с группой единомышленников, не имея никаких перспектив и гарантий, что кто-то ее увидит. Но я не могла не снимать.

- Могли бы назвать актеров и режиссеров, сильно повлиявших на вас лично и ваше творчество?

- Конечно, Кира Георгиевна Муратова. Она научила меня дерзости, не бояться непонимания, даже творческого одиночества, отстаивая свои идеи. Я всегда была заворожена ее любовью и служению режиссерской стезе. Она великий мастер. К сожалению, сейчас у нее снова остановка картины в производстве, и Кира Георгиевна даже вынуждена была проводить озвучивание на свои деньги, потому что финансирование уже снятой картины было остановлено. Это очень печально, когда такой большой режиссер не имеет возможности доснять очередной шедевр.

- На экране вы одинаково органично выглядите и в образе хрупкой женщины, и в образе femme fatale. А какая вы в повседневной жизни? Ощущаете себя сильной или слабой?

- Со своими близкими я не претендую на силу.

- Для некоторых актрис, особенно голливудских, старость была катастрофой. Сейчас этот стереотип частично развенчан благодаря Мерил Стрип и другим прекрасным возрастным актрисам. Считаете ли вы старость критичной для артистки и как лично вам хотелось бы стареть?

- Да, это целая тема - достойно войти в преклонный возраст, красиво состариться, попросту говоря. Это большой труд: не толстеть, не переедать, заниматься гимнастикой, суметь остаться адекватной своим годам, не гнаться за молодостью, не впадать в уныние…

Это работа не только над своей внешней оболочкой, но и над собой - любить кого-то кроме себя и своих отпрысков, интересоваться чьими-то проблемами кроме своих, читать, путешествовать, продолжать чему-то учиться. Ведь мозги - те же мышцы, которые нужно тренировать, иначе они так же обвисают, как и постаревшее лицо.

Я вообще трудоголик - сегодня пишу сценарий, завтра его снимаю, послезавтра делаю передачу о моде, а через неделю мне надо сдать коллекцию одежды и сняться в фотосессии для L’Oreal, лицом которой я стала недавно. Мне всегда есть чем заняться, и в малейшее свободное время я хочу быть рядом с любимыми людьми, с дочерью. В конце концов, я хочу уже восхищаться не своим отражением в зеркале, а вглядываться в любимые лица и восхищаться ими.

- В одном из интервью вы сказали, что, когда выйдете на пенсию, станете писать книги. О чем они будут?

- Это будет мой самый счастливый период - я буду один на один с чистым листом бумаги, и между нами не будет такого огромного количества людей, как в производстве фильма. Это будет моя самая интересная и настоящая страница в жизни. Мне кажется, лучше всего у меня получается именно писать истории, а какие - прочтете.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

коментарии (27)
осталось 1000 символов