Корреспондент: Кино прекрасной дамы. Интервью с актрисой, режиссером и сценаристом Ренатой Литви

Корреспондент: Кино прекрасной дамы. Интервью с актрисой, режиссером и сценаристом Ренатой Литви

Актриса, режиссер и сценарист Рената Литвинова, в интервью Ирине Илюшиной № 42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года, - о новом фильме, снятом на ее гонорары, проблемах женщины-режиссера и верном способе омоложения

Ярко-красная помада, облегающее черное платье, нарочитаянеправильность речи, странная жестикуляция. И тут же - неординарные идеикинематографиста-профессионала и открытость на грани ранимости. Это - Рената Литвинова,enfant terrible и одновременно femme fatale российского кинематографа.

Собственно, сценарист Литвинова профессиональный - она окончиласоответствующий факультет ВГИКа. А вот актрису в ней разглядела знаменитая КираМуратова, предложив одну из главных ролей в своем фильме Увлеченья (1994).

Это - Рената Литвинова,enfant terrible и одновременно femme fatale российского кинематографа.

Эта работа принесла Литвиновой приз за лучший дебют на российскомкинофестивале Кинотавр. А всенародную популярность, Государственную премию РоссийскойФедерации и звание заслуженной артистки - сериал Граница. Таежный роман (2001).Там Литвинова исполнила роль, затем в разных вариациях повторившуюся во многихее фильмах, - женщины доброй, романтичной и немного не от мира сего.

Сейчас, к своим 45 годам, Литвинова сыграла в 30 фильмах,побывала в составе жюри нескольких международных фестивалей, написала множествооригинальных сценариев - например, по ее книге Обладать и принадлежать режиссерВалерий Тодоровский снял фильм Страна глухих. К тому же шесть лент Литвиновасняла сама в качестве режиссера.

У этой хрупкой на вид женщины потрясающее трудолюбие и выдержка- всерьез и много занятая в кино, она сама воспитывает дочь-подростка, а поночам продолжает сочинять истории, которые когда-то, как она надеется, стануткнигами или фильмами.

Новая работа Литвиновой, Последняя сказка Риты, 1 ноября выходитна украинские экраны. Этот фильм она снимала с минимальной командой, насобственные деньги и, по ее признанию, в стол, не рассчитывая на прокат. Наканунестарта проката Литвинова дала интервью Корреспонденту.

Эта работа принесла Литвиновой приз за лучший дебют на российском кинофестивале Кинотавр. А всенародную популярность, Государственную премию Российской Федерации и звание заслуженной артистки - сериал Граница. Таежный роман (2001).

- Расскажите о вашем новом фильме. Кто такая Рита и почемуее сказка - последняя?

- Рита Готье - главная героиня фильма, которая приезжает к своейоднокурснице в больницу и не знает, что ей осталось жить 13 дней. И вот в эти13 дней и происходит сказка - к ней приходит некое мифическое существо, прикидывающеесячеловеком, и провожает ее “на тот берег со всей любовью и уважением”. А существоэто и есть сама Смерть, или, как она себя называет, охотница за красивымидушами, способными любить.

Для Риты это последняя сказка, потому что она уходит… из этогомира. Но я лично верю, что это быль, что среди нас есть эти ангелы Жизни иСмерти, просто мы о них забываем, но они о нас - никогда.

- Вы долго и упорно снимали, причем на свои деньги. Чем вас таксильно зацепила и держала эта тема?

- Я написала новеллу когда-то, будучи студенткой, и частьэтой истории попала в мой фильм спустя почти 20 лет. Она обросла другимсюжетом, героями, но сама тема никак не старела внутри меня, она словно за этидва десятилетия отлежалась и буквально заставила меня ее снять.

Это прощание с главными страхами всех людей. Как не боятьсясмерти, когда она пришла? Как вечно помнить, что ты бессмертный? Вот все дети -они никогда не думают, что умрут, потому как знают, что бессмертны, а потом, втечение жизни, забывают об этом.

- Вы начали снимать фильм без спонсорских денег. Не пожалелиоб этом?

- Работалось трудно, было много человеческих очарований и разочарований,но это бесценный опыт, а жалеть о деньгах - это не мое. Зато я теперь знаю,каково это - снять фильм с группой, которая состоит из меня как режиссера иЗемфиры как композитора, и тянуть все производство вдвоем, заменяя собойогромный штат работников.

Потратить все свои деньги, снимая фильм на фотоаппарат состудентами, - вот самый лучший способ омоложения, у меня не было времени дажезаболеть! А по окончании съемок у меня есть огромные мотивации жить и работатьдальше, чтобы, как в молодости, начать все с нуля.

- Сколько в итоге вы потратили на съемки? Надеетесь ли окупитьих в прокате?

- Я потратила все свои гонорары за те три года, когда делалакапсульные коллекции одежды для бренда Зарина. Но вообще я не думала, чтокартина будет так востребована и попадет на экраны, тем более в прокат. Яснимала ее практически как независимый арт-проект, может быть, и в стол, но немогла не снимать. И никак не рассчитывала вернуть свои затраченные деньги - яже на них получила свой фильм. Я отнеслась к трате всех своих денег как кнекоему благотворительному жесту в сторону искусства.

- У вас много ипостасей - сценарист, актриса, режиссер. Вкакой из них вам комфортнее всего? И готовы ли вы бросить одну из этих сферради остальных?

- Мне комфортнее быть автором, но перетекать из профессии впрофессию - это дает иллюзию отдыха. Вот когда я снимаюсь как актриса, это дляменя настоящий курорт. Никакой ответственности, только знание текста.

- Женщин-режиссеров не только в России, но и во всем миреможно пересчитать по пальцам. Как вы думаете, почему?

- Сейчас на режиссерских курсах Института кинематографии половинадевушек, а когда училась я, была одна девушка на весь курс, и та иностранка.Вообще, если честно, профессия режиссера требует большой отдачи, отрешения отличной жизни, а если твой спутник еще и вне творческой профессии, то оченьтрудно вести совместную жизнь, когда съемки или монтаж затягиваются за полночьи ты приходишь без сил. Наверное, поэтому многие женщины уходят в более “мирные”профессии, жертвуя во имя семьи режиссерской стезей.

Кому-то удается совмещать, например великой Кире Муратовой,но она не может не снимать. Думаю, в этом все дело - в твоей личной одержимостиделать свои фильмы. В случае со мной “одержимость” - ключевое слово. Я снималаи монтировала Последнюю сказку Риты два года, на фотоаппарат, с группой единомышленников,не имея никаких перспектив и гарантий, что кто-то ее увидит. Но я не могла неснимать.

- Могли бы назвать актеров и режиссеров, сильно повлиявшихна вас лично и ваше творчество?

- Конечно, Кира Георгиевна Муратова. Она научила меня дерзости,не бояться непонимания, даже творческого одиночества, отстаивая свои идеи. Явсегда была заворожена ее любовью и служению режиссерской стезе. Она великиймастер. К сожалению, сейчас у нее снова остановка картины в производстве, иКира Георгиевна даже вынуждена была проводить озвучивание на свои деньги,потому что финансирование уже снятой картины было остановлено. Это оченьпечально, когда такой большой режиссер не имеет возможности доснять очереднойшедевр.

- На экране вы одинаково органично выглядите и в образе хрупкойженщины, и в образе femme fatale. А какая вы в повседневной жизни? Ощущаете себясильной или слабой?

- Со своими близкими я не претендую на силу.

- Для некоторых актрис, особенно голливудских, старость былакатастрофой. Сейчас этот стереотип частично развенчан благодаря Мерил Стрип идругим прекрасным возрастным актрисам. Считаете ли вы старость критичной дляартистки и как лично вам хотелось бы стареть?

- Да, это целая тема - достойно войти в преклонный возраст, красивосостариться, попросту говоря. Это большой труд: не толстеть, не переедать,заниматься гимнастикой, суметь остаться адекватной своим годам, не гнаться замолодостью, не впадать в уныние…

Это работа не только над своей внешней оболочкой, но и над собой- любить кого-то кроме себя и своих отпрысков, интересоваться чьими-топроблемами кроме своих, читать, путешествовать, продолжать чему-то учиться.Ведь мозги - те же мышцы, которые нужно тренировать, иначе они так же обвисают,как и постаревшее лицо.

Я вообще трудоголик - сегодня пишу сценарий, завтра его снимаю,послезавтра делаю передачу о моде, а через неделю мне надо сдать коллекциюодежды и сняться в фотосессии для L’Oreal, лицом которой я стала недавно. Мневсегда есть чем заняться, и в малейшее свободное время я хочу быть рядом слюбимыми людьми, с дочерью. В конце концов, я хочу уже восхищаться не своимотражением в зеркале, а вглядываться в любимые лица и восхищаться ими.

- В одном из интервью вы сказали, что, когда выйдете на пенсию,станете писать книги. О чем они будут?

- Это будет мой самый счастливый период - я буду один наодин с чистым листом бумаги, и между нами не будет такого огромного количествалюдей, как в производстве фильма. Это будет моя самая интересная и настоящая страницав жизни. Мне кажется, лучше всего у меня получается именно писать истории, а какие- прочтете.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK