Силы поднебесные. В Киеве открылась выставка современного китайского искусства

29 мая, 2013 09:04 / ШоуBiz
Силы поднебесные. В Киеве открылась выставка современного китайского искусства

Силы поднебесные. В Киеве открылась выставка современного китайского искусства

В Киеве открылась масштабная выставка Китай Китай - актуальный срез крупнейшего и интенсивно развивающегося арт-рынка планеты. Украинскую столицу покоряет художник-миллионер и диссидент Ай Вейвей и десять его сотоварищей, - пишет Оксана Мамченкова в № 20

Стены одного из залов столичного центра современного искусства PinchukArtCentre снизу доверху обклеены черно-белыми фотопортретами 535 жителей Китая, в то время как все внутреннее пространство этого же помещения занято корнями 32 деревьев, привезенных в Киев из разных уголков Поднебесной.

Это Сказка (2007) и Выкорчеванные (2009) - уже успевшие стать знаковыми проекты о проблеме индивидуальности и потере связи с прошлым авторства 55-летнего китайского художника и диссидента Ай Вейвея. Авторитетное профильное издание ArtReview на протяжении последних семи лет регулярно включает его в список 100 самых влиятельных людей в мире искусства.

Начиная с 18 мая работы Ай Вейвея вместе с произведениями десяти других современных китай ских художников любой желающий может увидеть собственными глазами в PinchukArtCentre. Они представлены в рамках масштабной выставки Китай Китай, которая продлится здесь до 6 октября.

Интерес к китайскому искусству уже несколько лет не дает покоя миру. Яркое подтверждение тому - неслыханный успех тематической выставки Революция продолжается, которую задающая моду в арт-среде лондонская галерея Saatchi устроила в конце кризисного 2008-го. Тогда всего за три месяца с творчеством выходцев из большой и загадочной азиатской страны пришли познакомиться более полумиллиона человек.

Семеро из десяти ныне живущих художников, чьи произведения заработали в прошлом году больше всего, - китайцы.

Впрочем, интерес западной публики - лишь следствие бума, около десятилетия назад произошедшего на арт-рынке внутри государства. С тех пор как в 2005 году в Пекине появился собственный международный аукцион Poly, китайские коллекционеры и дилеры не просто диктуют моду на тех или иных художников, но и устанавливают на них рекордные цены.

Как следствие, к 2012 году уже 41% выторгованных на аукционах мира денег, а это немалая сумма - $ 5,1 млрд, пришелся на Поднебесную. Семеро из десяти ныне живущих художников, чьи произведения заработали в прошлом году больше всего, - китайцы.

Хотя деньги не главный индикатор значимости деятеля искусства. В особенности когда речь идет о Китае, уверяют участники процесса.

31-летний Джао Джао, известный китайский скульптор и перформансист, рассказывает Корреспонденту, что художников его страны можно уверенно разделить на две группы.

Первая - официальные живописцы, которым государство оказывает значительную финансовую поддержку. Они обращаются преимущественно к традиционным темам и техникам, как правило, выдавая на-гора политически безобидные пейзажи. За их работы новоиспеченные богачи нередко отдают миллионы.

Экономические изменения отразились на повседневной жизни рядовых китайских граждан, а также стимулировали арт-процесс

Вторая группа - все остальные художники, к которым Джао Джао причисляет и себя. Они работают независимо, выбирая самые разные, часто неудобные для власти темы.

На киевскую выставку этот молодой китаец, успевший несколько лет поработать ассистентом Ай Вейвея, привез Офицера - разбитую на куски восьмиметровую известняковую скульптуру, изображающую мужчину в форме полицейского. Работа критикует грубые нарушения прав и свобод, с которыми нередко сталкиваются граждане азиатского государства.

Наличие гражданской позиции финансовому успеху не вредит. К примеру, работы Ай Вейвея высоко ценятся на Западе. Самая дорогая из них, инсталляция Семена подсолнечника, в 2011-м была продана на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $ 782 тыс.

Однако выражение художниками личного недовольства происходящим в стране властные структуры все еще не оставляют безнаказанным. Чаще всего используются экономические рычаги влияния. Так, за последние пару лет и Ай Вейвей, и Джао Джао провели по несколько недель под арестом: художников обвиняли в неуплате налогов на прибыль, якобы полученную от деятельности несуществующих фирм.

Политическое давление - лишь одна из проблем, волнующих китайских создателей прекрасного. На вопрос Корреспондента о том, какова главная тема, интересующая современных художников Поднебесной, участники творческого тандема Сунь Юань и Пег Юй в один голос отвечают: “Изменения во всех проявлениях, ведь Китай - развивающаяся страна”.

Политическое давление - лишь одна из проблем, волнующих китайских создателей прекрасного

Правда, в Киеве этот дуэт, ранее принимавший участие во многочисленных международных выставках вроде Венецианской и Сиднейской биеннале, представил произведения, актуальные по своему содержанию не только для их родины. Инсталляция Тинейджер Тинейджер - результат размышлений авторов о трудностях диалога между поколениями. А перформанс Видеть недостаточно, зловещее действо, в ходе которого несколько парней с завязанными глазами последовательно собирают и разбирают автоматы, посвящен многочисленным конфликтам, вспыхивающим в разных уголках Земли.

За последние годы китайское государство осуществило невероятный экономический рывок, превратившись из отсталого аграрного в мощное индустриальное общество, экономика которого теперь уверенно занимает вторую строчку среди всех стран мира, уступая лишь США.

Экономические изменения отразились на повседневной жизни рядовых китайских граждан, а также стимулировали арт-процесс. Ныне каждая успешная местная частная компания считает необходимым обзавестись личной галереей или музеем, рассказывает Корреспонденту еще одна участница выставки, художница Чао Фей, для Киева подготовившая инсталляцию про общество потребления Подводка для глаз. Как следствие, лишь за последний год по всей территории страны открылось более 300 выставочных пространств. Экономические перемены отразились и на политической сфере, признает Джао Джао. Если пару десятилетий назад художники ощущали, что живут под неусыпным контролем, то теперь наметился значительный прогресс.

“Если раньше только государство влияло на искусство, то теперь и искусство может менять государство”, - резюмирует Джао Джао.

***

Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 24 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

коментарии (27)
осталось 1000 символов