Сегодня Стенли Кубрику исполнилось бы 85 лет

Сегодня Стенли Кубрику исполнилось бы 85 лет

Сегодня американскому режиссеру и продюсеру Стэнли Кубрику исполнилось бы 85 лет.

Кубрик родился в Нью-Йорке (США),в школе учился средне, но с самого детства он почти профессионально играл в шахматы, очень много читал.

Расставшись с мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией (первую фотокамеру фирмы Graflex тринадцатилетнему Стэнли подарил отец), и к концу 1940-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.

Посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, подрабатывая на жизнь игрой в шахматы на деньги.

В 1950 году Кубрик покинул журнал, чтобы осуществить свою давнюю мечту - попробовать себя в кино. В 1951 году была закончена работа над документальной короткометражкой День схватки – о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей.

В 1953 году он дебютировал художественным фильмом Страх и желание. Первые фильмы свои фильмы Кубрик снимал на собственные деньги и частные пожертвования.

В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм Поцелуй убийцы, где снова выступил в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.

Следующая работа Кубрика – снятый в стиле "нуар" фильм Убийство (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Однако настоящим событием и не только в мире кино стала антивоенная драма Тропы славы, вышедшая в 1957 году. Из-за остроты и сарказма, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы первой мировой войны, картина была фактически запрещена в Европе.

В течение двух лет у Кубрика не было работы, и в 1960 году он был вынужден заканчивать начатый Энтони Манном монументальный фильм Спартак по сценарию Говарда Фаста. Несмотря на успех в прокате, Кубрик в 1961 году переехал в Великобританию, чтобы избежать конфликтов с голливудским "истеблишментом" и студийной системой, раздраженными его независимостью.

В 1962 году Кубрик решил экранизировать Лолиту Владимира Набокова, который и выступил сценаристом фильма. Лента спровоцировала такой же скандал, как и сама книга, при том, что режиссер не стремился достоверно воссоздать все сцены романа, стараясь передать его общий дух и собственную интерпретацию.

Новый фильм режиссера - Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу, военная сатира с необычным актерским составом (Питер Селлерс, Джордж С.Скотт, Стерлинг Хайден), и не менее необычным сценарием, победила сразу в трех номинациях на Оскар - лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий.

Однако успех следующей работы Кубрика - философско-фантастической притчи 2001 год: Космическая одиссея - превзошел все, даже самые смелые ожидания. В основу сценария лег рассказ английского писателя и ученого Артура Кларка Часовой. Появившаяся на заре космической эры, Одиссея Кубрика оказала огромное влияние на развитие научно-фантастического жанра в кино и на поп-культуру в целом.

В 1969 году фильм был удостоен премий Оскар за лучшие визуальные эффекты и BAFTA за работу оператора, художника и лучший саундтрек.

В 1970-е годы Кубрик вернулся к работе над экранизациями литературных произведений. Ее итогом стали фильмы Заводной апельсин, Барри Линдон и Сияние. Снятый по роману английского писателя Энтони Берджесса Заводной апельсин (1971), посвященный проблемам преступности и насилия в среде молодежи, вошел в историю как один из лучших фильмов столетия. При бюджете в $2 миллиона общая сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40 миллионов.

Барри Линдон (1975) - экранизация романа английского писателя Уильяма Теккерея, завоевала сразу четыре Оскара, а также две премии Британской академии BAFTA. Картина тонко передает атмосферу середины ХIХ века благодаря особым техническим приемам и эффектам. В частности, во время работы Стэнли Кубрик вместе со своим постоянным оператором Джоном Элкоттом использовали специальную оптику, позволяющую снимать не только при естественном освещении, но и при зажженных свечах.

 

Сияние (1980) - напряженный фильм ужасов по роману Стивена Кинга. Главную роль в картине сыграл Джек Николсон. Картина не получила кинонаград или положительных отзывов критиков, зато имела коммерческий успех.

В 1987 году Кубрик решил вновь посвятить свое творчество военной тематике и создал картину Цельнометаллическая оболочка - о войне во Вьетнаме, о бесчеловечной жестокости и сознательном формировании из людей профессиональных убийц.

Британская киноакадемия удостоила фильм номинаций Лучший звук и Лучшие визуальные эффекты. Также лента была номинирована на Оскар в категории Лучший адаптированный сценарий. Кроме того, фильм Цельнометаллическая оболочка был удостоен национальной премии Давид Донателло в Италии как лучший иностранный фильм, а Стэнли Кубрик был отмечен в Японии премией Кинема дзюнпо как лучший иностранный режиссер по итогам 1988 года.

С широко закрытыми глазами (1999) – последний и самый эпатажный фильм Кубрика. Картина снималась больше года и еще год находилась в послесъемочной подготовке. Главные роли сыграли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были женаты. Это самый красивый и самый дорогой по стоимости фильм Кубрика: бюджет картины составил $65 миллионов, а мировые кассовые сборы - почти 163 миллиона. Картина получила специальную награду Приз критиков на Венецианском кинофестивале в 1999 году, премию Сезар (национальная кинонаграда Франции) в 2000 году. 

Саундтрек к картине получил награду Золотой глобус как лучшая оригинальная музыка (2000).

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом Широко закрытых глаз, Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне.

Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении (Хартфордшир, Великобритания).

Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте, собираясь снять грандиозную эпопею его о жизни и смерти, однако не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии Приз Британской Академии человеку года (премия BAFTA за большой вклад в режиссерское содружество).

В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм Искусственный интеллект, воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины - морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком).

Стэнли Кубрик был трижды женат. Со своей первой супругой Тобой Эттой Метц он познакомился во время работы в журнале Look и в 1948 году они поженились. Вторая жена режиссера - Рут Соботка, сыграла эпизодическую роль танцовщицы в Поцелуе убийцы. На съемках фильма Тропы славы Кубрик встретил свою третью жену - немецкую певицу Кристину Харлан, которая пела в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Харлан была маленькая дочь Екатерина, впоследствии у них родились еще две дочери: Анна и Вивиан. Свою дочь Вивиан Кубрик снимал в эпизодических ролях в фильмах Одиссее, Барри Линдоне, Сиянии, Цельнометаллической оболочке. Падчерица Стэнли Кубрика - Екатерина сыграла в эпизодах лент Заводной апельсин и С широко закрытыми глазами.



Источник: РИА Новости


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK