ТОП-7 лучших классических фильмов о путешествиях

19 мая, 2009 16:00 / ШоуBiz
ТОП-7 лучших классических фильмов о путешествиях

ТОП-7 лучших классических фильмов о путешествиях

Первый кинематографический опыт Хоппера, именно "Беспечный ездок", считается родоначальником road movie, или "дорожного фильма", фильма-путешествия. Где, как не на американских хайвеях, могло сформироваться целое течение подобных кинолент.

Именно в картине Хоппера, золотистой от блестящего на солнце песка Большого каньона, был впервые применен способ съемки против солнца: яркие радужные пятна по углам, сегодня используемые повсеместно, на свой страх и риск использовал Хоппер. Все это в сочетании с легковесным поведением героев - и их непривычных для сегодняшнего стереотипа восприятия ковбоев и байкеров вежливых манер - придает дорожному путешествию ту самую беззаботность и чистоту, за которую фильм по праву считается каноничным в своем жанре.

С фильмом "Беспечный ездок" связано несколько любопытных, даже парадоксальных историй. Снятый на смешные даже для 60-х деньги - всего за 360 тысяч долларов - он разошелся миллионными тиражами по всему миру, по некоторым данным, превысив по количеству легальных сборов затраченную на него сумму в 170 раз. В те далекие годы во главе Соединенных Штатов стоял президент Никсон, славный своей Вьетнамской кампанией, а также подавлением бунтов пацифистов, хиппи и прочих представителей активных социальных групп 60-х годов. Удивительное дело, но картина, в которой с первых кадров главные герои "заправляются" кокаином, была даже номинирована на "Оскар". Но, как часто бывает в Голливуде, до победы дошла более "проблемная" кинолента - "Полуночный ковбой", снятая выходцем из Великобритании и показывающая Америку со стороны.

Забавно и то, что в некоторых американских штатах этот фильм все еще выходит под своим рабочим названием "The Loners" - или "холостяки", "отшельники" - то есть изначально просматривалось указание на то, что кинолента, дескать, маргинального толка, не про всех и не для всех американцев. Что не помешало создателям осмелеть и выдвинуть свою кандидатуру на рассмотрение в Каннах (куда до 1970 года фильмы присылались, а не отбирались специальной экспертной комиссией). Номинированный на лучший режиссерский дебют и лучшую картину, фильм улетел из Европы с главной наградой, хотя в Старом Свете в тот год уже вышел свой "Забриски поинт" Антониони, снятый в духе тоски по американскому хайвею.

Однако тем, кто желал бы придать путешествию по дорогам страны пикантный оттенок нарушения запретов, первым порождением восходящих ассоциаций с road movie является фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд", снятый двумя годами раньше "Беспечного ездока". Бонни (первая звездная роль Фэй Данауэй), путешествующая по стране в поисках наживы и нескучной жизни, вместе с ее напарником-возлюбленным Клайдом (Уоррен Битти) по сей день являются олицетворением самой отчаянной любви и самого что ни на есть духа авантюризма.

Что ни говори, шедевральный и "оскароносный" фильм Пенна породил целый класс картин-последователей, самая яркая из которых - "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна, унаследовавшая не только жанр, но и пару до смерти влюбленных друг в друга преступников. Сценарий, написанный Квентином Тарантино, был практически полностью переписан Оливером Стоуном, сохранив в себе главное - ненасытность и кровожадность героев (то есть, то, что характеризует QT и совершенно отличается от месседжа Артура Пенна).

По стопам "Бонни и Клайда" пошел и Риддли Скотт, в отличие от Стоуна получивший "Оскар" за сценарные изыскания в картине "Тельма и Луиза", не так дерзостно переводящей в плоскость постмодернизма доступный кинематографический язык творения Пенна. Одновременно этот фильм 1991 года бросал вызов и системе потребления, восторжествовавшей, но еще не исчерпавшей себя в те годы. Скотт в кинематографе, Коупленд в литературе и Кобейн в музыке одновременно привнесли в криминальную приключенческую киноленту остроту. Кроме того, Скотт пролил бальзам на болевые точки феминизма, окружив романтическим ореолом двух главных героинь фильма.

Напрямую наследуют фильм Хоппера совсем другие кинокартины. В частности, фильм "Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо", ставший звездным для Саймона Уинсера (и, пожалуй, единственным его творением, запомнившимся зрителям по обе стороны Атлантики). Фильм-ровесник "Тельмы и Луизы", он стал тем редким киноявлением, что позволило зрителю запомнить лицо Микки Рурка молодым, красивым и нетронутым пластическими операциями и временем. У "Беспечного ездока" Саймон заимствовал главное: мотив дороги и двух героев - ковбоя и рокера в коже - на мотоциклах. В остальном "Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо" - типичная брутальная американская комедия, создатели которого настолько не заморачивались по поводу продакт плейсмента, что сделали названия рекламируемых продуктов именами персонажей.

Творение Хоппера стало месторождением и целого пласта американских фильмов, объединенных жанром "молодежная приключенческая комедия". Существует множество картин, которым несть числа - таких, как "Дорожные приключения" и релиз этого лета "Мальчишник в Вегасе", - и все они переняли у "Easy Rider" то самое настроение беззаботности, которое не позволило фильму взять "Оскар". Однако только один фильм из этой серии переносит американцев в Европу - "Евротур". Только если в случае с картиной Денниса Хоппера его фильм полетел во Францию, то в незамысловатом и веселом фильме Джефа Шэффера, Алека Берга и Дэвида Мэндела во Францию и другие европейские страны отправляются сами герои фильма.

Самым занудным в этом списке потомков "Easy Rider" фильмом является картина Джима Джармуша "Сломанные цветы". Здесь, правда, сохраняется лишь тема самого дорожного путешествия, цель же поездки - совершенный антипод картине Хоппера. Вместо того чтобы получать наслаждение от поездки, обрюзгший герой Билла Мюррея отправляется на поиски матери своего ребенка - а заодно, и самого ребенка - с неохотой, словно Мальбрук, сбирающийся в обреченный на неуспех поход. Не самый удачный кинематографический опыт Джима Джармуша, фильм "Сломанные цветы" все же ценен событийным моментом перемены настроения, доказывающим, что дух свободы и авантюризма живет в каждом.

коментарии (27)
осталось 1000 символов