Даррен Аронофски: "Микки ничего не стоил. На самом деле, Микки стоил даже "минус"

Даррен Аронофски:

Американский режиссер Дарен Аронофски имеет репутацию бессребреника - снимая картины, которые восхищают и собирают немалые по сравнению с бюджетом деньги, он умудряется оставаться не при делах. То есть, как он сам признается, зарабатывают все, кроме него.

В кинематографический мир 40-летний Аронофски ворвался ярко, хотя и с черно-белой лентой. Его дебют "Пи" (1998) о гениальном математике, который пытается расшифровать код мироздания, был сделан всего за 60 тыс. долларов. Зато собрал только в американском прокате 3,2 миллиона и получил шесть наград на международных фестивалях.

Затем был антинаркотический "Реквием по мечте" (2000), сделавший имя Аронофски культовым, а после него - довольно прохладно встреченный критиками и публикой психоделический "Фонтан" (2006). В итоге режиссер, похоже, решил завязать с артхаусом и снял спортивную драму "Рестлер" - историю борца, который хочет вернуться в реслинг после проблем со здоровьем.

В "Рестлере" главную роль исполнил бывший секс-символ Голливуда Микки Рурк, сыгравший практически самого себя. Ведь когда-то занимавшийся боксом актер, достигший мировой славы, в последние полтора десятка лет увлеченно загонял себя на самое социальное дно наркотиками и алкоголем.

Правда, Аронофски удалось доказать, что у Рурка еще остался громадный нерастраченный потенциал - за свою игру в "Рестлере" он получил "Золотой глобус" в категории "За лучшую мужскую роль" и был номинирован на "Оскар".

Оскара не получил, но у этого актера, по мнению Аронофски, еще все впереди. О том, чего стоило вытащить Рурка из забытья, плюсах кризиса и о трагедии в Голливуде режиссер рассказал Корреспонденту.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="20572" ServerSize="217x322" Description="Аронофски и Рурк в фотосете Анни Лейбовиц" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

- Насколько я знаю, главного героя в "Рестлере" должен был сыграть Николас Кейдж. Почему Вы заменили актера?

- Вообще-то эта работа всегда предназначалась для Микки [Рурка]. Найти деньги под него у меня заняло около двух лет. Потому что, к сожалению, как сейчас находят деньги для кино в Америке? Мы идем по миру и спрашиваем: "Сколько дадите под эту звезду кино?" А Микки ничего не стоил. На самом деле Микки стоил даже "минус". Он провел 15 лет, разрушая свою карьеру и репутацию. Собственно, финансово этот фильм состоялся только благодаря Эван Рэйчел Вуд [восходящая звезда американского кино, в "Рестлере" сыграла дочь главного героя]. Так что после приблизительно двух лет безуспешных попыток найти деньги я уже и не верил в то, что сделаю это кино. Тогда мы обратились к другому актеру. И в течение двух недель собрали в три раза больше, чем было необходимо.

- Деньги давали под Кейджа?

- Да. Это было на первых страницах голливудских газет, стало очень публичным, но я не мог спать по ночам. Я начал ходить по Нью-Йорку и спрашивать всех знакомых, что они думают по поводу Микки Рурка. После двух недель я принял сложное решение - попросил другого актера уйти, чтобы Микки мог приступить к работе. И я взял только небольшую часть собранных денег, чтобы сделать фильм с ним.

- Вы, собственно, вернули его к жизни. Каково это - быть одновременно режиссером и спасителем Рурка?

- Я очень счастлив, что он вернулся. Я фанат Микки и думаю, у него впереди еще много прекрасных ролей. Мир, в принципе, был ограблен на протяжении последних 15 лет, потому что он не играл. Сейчас он опять работает, и я с увлечением слежу за тем, что он делает.

- А Вы бы решились еще раз снять его?

- Конечно! Теперь-то он будет очень милым со мной (Смеется).

- А ничего, что он перетянул на себя большую часть Вашей славы? Номинация на "Оскар", да и вообще, "Рестлера" больше знают как фильм, благодаря которому в кино вернулся Рурк, чем как новую работу Аронофски.

- Ну, он же все-таки большая кинозвезда, и, собственно, так это все [производство и распространение фильма] и работает. Его успех делает меня счастливым. Я изначально знал, что этот фильм я делаю для него. Я ведь был его фанатом долгие годы, и я не мог бы быть более взволнован его успехом.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="204286" ServerSize="217x322" Description="За работу с Рурком Аронофски получил Золотого льва" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

- А как насчет реслинга? Его Вы тоже любите? Или только Микки Рурка?

- Ну, реслинг - это огромный феномен в Америке.

- Но не во всем мире.

- Да, не во всем. Он очень популярен в Америке, Англии и Японии, и это все. И донести до людей, что это несерьезно, что на самом деле это не бой, а странная комбинация спорта и шоу, очень необычная форма развлечения. Я знаю, что в цирке России тоже такое было. Думаю, это довольно старая штука, которая происходит из цирка: двое сильных мужчин дерутся друг с другом. Просто в Америке это разрослось до огромной индустрии с миллионным оборотом. А в остальном - почти как сходить в цирк: хорошие парни дерутся с плохими парнями.

- Но это не для Вас, так ведь?

- Нет-нет! Думаю, это для подростков. В Америке фанаты реслинга - в основном ребята до 15 лет. Но и они получают удовольствие просто от зрелища. Я имею в виду, каждый знает, что это отрежиссированное шоу. Но может, люди, которые смотрят такое шоу [в России и Украине], не понимают, что реслинг - это подделка?

- Думаю, это понятно.

- Не уверен. Вот в России мне говорили, что далеко не все это знают. И некоторые думают, что все по-честному. Не знаю, может, русские... (Делает удивленно-растерянное лицо).

- Надеюсь, они все-таки понимают. Но давайте вернемся к фильму. При бюджете около 6 миллионов долларов он собрал в восемь раз больше. У Вас есть какой-то процент от сборов или Вы получили свою зарплату и все?

- Когда Вы делаете кино с Микки Рурком, Вам ничего не платят и ничего не обещают. (Улыбается). Я не заработал много денег на этом фильме, к сожалению. Все вокруг заработали, кроме меня и Микки.

- Ваши фанаты, наверное, с трудом верят в то, что режиссер, снявший "Реквием по мечте" и "Фонтан", теперь снял "Рестлера". Это было сознательное движение от артхауса к более массовому жанру?

- Я - творческий человек. Для меня важно постоянно ставить перед собой новые задачи и делать разные вещи. Изначально я учился делать документальные фильмы, и этот стиль меня всегда очень интересовал. Я отошел от него, пока учился дальше, но мне было интересно вернуться и сделать что-то документальное.

- Вы хотите сказать, "Рестлер" - что-то вроде документального фильма?

- Я думаю, этот фильм - практически документальная съемка Микки Рурка,  изображающего Рэнди Робинсона в фильме, который называется "Рестлер". Нет, Микки, конечно, играл, но было очень любопытно наблюдать, что он делал - каждую минуту, каждый день.

- И его личная карьера, то есть антикарьера, наверное, была в данном случае полезной?

- Да, конечно, это добавило определенный уровень фильму. Но есть много молодых людей, которые никогда не слышали про Рурка. Ведь с тех пор, как вышли фильмы, сделавшие его знаменитым, сменилось поколение. И это здорово - люди, не знающие его истории, тоже могут понять фильм. Но у тех, кто знает, как он разрушил свою жизнь и карьеру, конечно, будет более богатое восприятие фильма.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="204287" ServerSize="217x322" Description="Даррен со своей супругой Рейчел Вайс" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

- Кризис как-то повлиял на то, что Вы делаете?

- Ну, когда дела начинают идти плохо, кино чувствует себя хорошо, это самая известная поговорка в Голливуде. И это правда. Распространение фильмов в Америке увеличилось на 15% за год, и это много. Но я пока не начинал поиск денег для следующего фильма, так что я не могу сказать о себе лично.

Знаете, я не думаю, что кризис - однозначно плохая штука. Потому что было слишком много людей, которые делали деньги из ничего. А это - разновидность коррупции. Так что думаю, кризис научит людей, что необходимо производить вещи, имеющие ценность.

- А может ли кризис означать смерть артхауса?

- Нет, не думаю. Если вы расскажете хорошую историю, зрители в любом случае придут посмотреть. Я в это верю. Может, люди не будут снимать на дорогущие камеры, может, они будут снимать на видео... но это возможно. Если вы ограничены в ресурсах, вы делаете что-то дешевое. Я начал с Пи за 60 тысяч долларов. Я думаю, есть такие, которые могут сделать фильм за 5 тысяч.

Кризис не остановит тех, кто хочет что-то делать. К тому же, в мире по-прежнему очень много денег. И эти деньги сосредоточены в нескольких карманах. Так что ресурсы есть. Просто владельцы тех самых карманов бывают очень жадными. (Улыбается)

- Почему Вы сделали финал фильма открытым? Не хотели ставить жирную режиссерскую точку и навязывать свое мнение?

- (Улыбается). А Вы как думаете, что произошло?

- Нет, это Вы что думаете?

- Нет, Вы мне скажите.

- Вы не хотите отвечать?

- Если Вы ответите, я отвечу. (Улыбается)

- Ладно. Если честно, я не верю в хеппи-энд.

- И как Вы думаете, что происходит?

- Я думаю, герой Рурка умирает.

- И вот Вам мой ответ: "Если не сейчас, то когда?"

- То есть это лучший момент для него, чтобы уйти навсегда?

- Вроде того. Вот видите, нет никакой необходимости ставить режиссерскую точку. (Улыбается)

- Тогда я не права. На самом деле это как раз и есть хеппи-энд.

- Я бы сказал, смесь. Это трагедия, но это и слава.

- Нет, это все-таки хеппи-энд. Просто не типичный слащавый голливудский хеппи-энд.

- Ну, такой я бы и не смог сделать. (Улыбается). Я не верю в такие финалы. А Вы?..

 

Это интервью было опубликовано в журнале Корреспондент, №13 от 10 апреля 2009 года.


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK