Иисус Христос в кино

Иисус Христос в кино

Экранные истории про Христа появились задолго до нашумевшего "евангелия от Мела Гибсона", еще на заре кинематографической эры, и сегодня библейская киноистория насчитывает более 200 фильмов. Накануне Пасхи вспомним самые эпохальные из них.

 1897: "Жизнь и страсти Христа" (Франция, реж. Луи Люмьер).

Отцы-открыватели синематографа братья Луи и Огюст Люмьер, конечно же, не могли пройти мимо столь выигрышной темы – представить на экране "живого Ииуса", тем более, что очередное "прибытие поезда" уже не вызывало столько эмоций. И вот всего через пару лет после изобретения кино появились первые "кинострасти". Фильм представлял из себя заснятое на пленку театральное представление, которое длилось на экране 15 минут. Но для зрителей тогда это казалось вечностью, ведь обычный формат кинолент в то время едва доходил до 2-3 минут.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="226855" ServerSize="240x180" Description="Страсти Христовы от Люмьер" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

1902-1905: "Жизнь и страсти Христа" (Франция, реж. Фердинанд Зекка).

В начале XX века один из крупнейших мастеров раннего кино французский режиссер Фердинанд Зекка за нескольких лет снял для знаменитой кинокомпании Шарля Пате (на тот момент лидера мировой киноиндустрии) целый киноцикл "страстей христовых". Каждая серия составляла часть сквозного сюжета. Причем, ленты, с успехом обошедшие в те годы экраны всего мира, были не черно-белыми, а цветными(!). При отсутствии соответствующих технологий и пленок киноумельцы раскрашивали их вручную кустарным способом. Естественно, диковинная раскраска пользовалась у публики повышенным вниманием.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="226856" ServerSize="240x180" Description="Царь царей (1927)" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

1927: "Царь царей" (США, реж. Сесиль Де Миль).

 "King of Kings"

Один из основателей Голливуда режиссер-продюсер Сесиль Де Милль, сын священника и родоначальник жанра библейско-исторических боевиков-суперколосов (среди наиболее впечатляющих - "Десять заповедей" и "Самсон и Далила"), придерживался в работе весьма оригинального принципа - "кров + секс + библия". Не случайно его фильм о Христе с пафосным названием "Царь царей" начинался "радующей глаз" сценой разврата во дворце Марии Магдалины. Исполнитель роли Иисуса американский актер Генри Байрон Уорнер на долгие годы стал хрестоматийным Христом мирового экрана.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="226857" ServerSize="240x180" Description="Царь царей (1961) " Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

1961: "Царь царей" (США, реж. Сесиль Де Миль).

 "King of Kings"

Феноменальный успех первого большого фильма о Христе побудил режиссера Де Милля спустя десятилетия сделать новую версию картины, используя накопленный Голливудом за прошедшее время весь коммерческий потенциал: звук, визуальные эффекты, возросшее актерское мастерство. В роли Христа засветился новый исполнитель – не менее импозантный Джеффри Хантер. Зрители фильм приняли, как говорится, на "ура", а сам режиссер, даже не смотря на его общеизвестные пристрастия к оргиям, был посмертно реабилитирован Ватиканом в качестве отца-основателя школы религиозного фильма.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="226858" ServerSize="240x180" Description="Евангелие от Матфея (1964)" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle> 

1964: "Евангелие от Матфея" (Италия, реж. Пьер Паоло Пазолини).

 На смену голливудской помпезности и напомаженному гламуру пришел итальянский аскетизм с философским подтекстом. В фильме "Евангелие от Матфея" Христос (в миру - актер Энрике Иразоки) предстал в духе "христианского социализма" лидером неимущих со своим нагорным манифестом. Не поддавшись искушениям своей нетрадиционной ориентации и тяге к шокирующим патологиям ("Сало или 120 дней Содома"), скандально известный режиссер Пьер Паоло Пазолини отнесся к первоисточнику с уважением, сделав акцент на актуальности. В музыкальном сопровождении нашлось место не только произведениям Баха и Моцарта, но и негритянским спиричуэлз, и даже русским революционным песням.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="226859" ServerSize="240x180" Description="Иисус Христос - суперзвезда (1973)" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

1973: "Иисус Христос - суперзвезда" (США, реж. Норман Джуисон).

 JESUS CHRIST SUPERSTAR

Новые времена - новые песни.

Экранизация знаменитой одноименной рок-оперы Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера о последних днях Христа (в исполнении фееричного Теда Нили) была подана известным американским пересмешником Норманом Джуисоном в жанровых рамках мюзикла и сполна отдала дань моде в духе молодежного движения "иисус-революция". Мессия запел и зажигательно затанцевал под стать кумирам и идолам шоу-бизнеса. Получилось оригинально, но не скандально. У нас фильм даже как-то на Пасху по телевизору показали.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="226860" ServerSize="240x180" Description="Иисус из Назарета (1977)" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle> 

1977: "Иисус из Назарета"  (Великобритания-Италия, реж. Франко Дзеффирелли).

 Jesus Of Nazareth

Самая грандиозная в ХХ веке экранизация сказаний Нового Завета о жизни Иисуса Христа была поставлена гением "поэтического кино" маститым итальянским режиссерам Франко Дзеффирелли ("Ромео и Джульетта", "Гамлет") по заказу Ватикана. Невиданный по звездности актерский состав во главе с божественно красивым актером Робертом Пауэллом в роли Иисуса явил миру  масштабную и вдохновенную притчу о человеке, перевернувшем весь мир. Экранное представление получилось добротным и жизнеутверждающим.

<tv:MultimediaArticle MultimediaID="226861" ServerSize="240x180" Description="Последнее искушение Христа (1988)" Border="0" Align="right" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle> 

1988: "Последнее искушение Христа" (США-Канада, реж. Мартин Скорсезе).

 LAST TEMPTATION OF CHRIST

Философская притча по роману греческого писателя Никоса Казандзакиса, продолжающая любимые режиссером Мартином Скорсезе ("Таксист", "Банды Нью-йорка") темы искушения, греха и очищения, показала Христа, которого на этот раз исполнил Уиллем Дэфо, сомневающимся и нерешительным человеком, разрывающимся между своим божественным предназначением и желанием жить мирской жизнью. Неканоническая трактовка Нового Завета  вызвала скандал в клерикальных кругах, но это лишь послужило дополнительной рекламой для фильма, за который Мартин Скорсезе получил "оскарную" номинацию за режиссуру.

 <tv:MultimediaArticle MultimediaID="226862" ServerSize="240x180" Description="Евангелие от Мела" Border="0" Align="left" VerticalPadding="10" HorizontalPadding="10" MultimedaType="1" runat="server"></tv:MultimediaArticle>

2004: "Страсти Христовы" (США, реж. Мел Гибсон).

 Новая версия истории Христа эпохи MTV.

Сам Мел Гибсон говорил, что мысль снять фильм об Иисусе грела его 12 долгих лет, а решение реализовать многолетнюю мечту он принял во время глубокой депрессии, когда уже готов был совершить смертный грех и покончить с собой. Именно "Страсти Христовы" исцелили душевные раны режиссера. Американская премьера фильма состоялась сразу в 2800 кинотеатрах в первый день Великого поста у католиков - день Пепла или Пепельную среду. Билеты были распроданы за несколько недель до премьеры, а некоторые религиозные организации скупали даже целые залы. В результате фильм Гибсона стал кассовым рекордсменом и вызвал общественный резонанс, далеко вышедший за стены кинотеатров.

 Смотрите "Страсти Христовы" на канале "1+1"  в субботу, 3 апреля, в 00:05.

 

Радислав Пересецкий 


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK