Корреспондент: Остался за кадром. Биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Тем

Корреспондент: Остался за кадром. Биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Тем

От матушкиного фортепиано в провинциальном Кременчуге до четырех Оскаров в Голливуде - такова биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Темкина, - пишет Андрей Газин в рубрике Архив в № 29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года

В Голливуде ныне трудятся сотни, а то и тысячи выходцев из Украины.О большинстве из них - технических работниках, программистах, сценаристах - практическиничего не известно. Иных же, напротив, знают и любят: например, рожденную в Киевеактрису Милу Йовович или еще одну звезду - уроженку Черновцов Милу Кунис. Идаже этим двум популярным кинодивам пока не под силу повторить успех простогопианиста из Кременчуга Дмитрия Темкина.

В 1950-х годах скромный уроженец Полтавщины был самымпопулярным композитором Фабрики грез. Темкин написал музыку к доброй сотнефильмов, больше 20 раз номинировался на Оскар. Более того, композитор четырераза удостаивался этой самой престижной награды и еще шесть раз ему вручалидругой значимый киноприз - Золотой глобус.

Музыкант и арестант

Будущая звезда Голливуда Темкин родился 10 мая 1894 года в провинциальномКременчуге в еврейской семье. Отец его был врачом, мать обучала игре на фортепиано.Благодаря своей родительнице ребенок рано приобщился к музыке, и это довольнобыстро принесло свои плоды: уже в 13 лет он поступил в Петербургскуюконсерваторию, лучшее по тем временам музыкальное учебное заведение Российскойимперии.

Ректором консерватории в то время был знаменитый композитори дирижер Александр Глазунов он и стал наставником юного Темкина.

Вначале молодой провинциал учился старательно, но затем егозакружила жизнь столичной богемы. Излюбленным местом встреч тогдашнейпетербуржской арт-элиты было художественное кафе Бродячая собака. Его завсегдатаями,среди прочих, были такие знаковые фигуры, как театральный режиссер ВсеволодМейерхольд, поэт Владимир Маяковский и один из величайших танцоров своеговремени Михаил Фокин. Захаживал в кафе и Темкин – именно здесь он сдружился сосвоим земляком Сергеем Прокофьевым, здесь же он впервые услышал американскуюмузыку – регтайм, блюз и только зарождавшийся джаз.

Будущая звезда Голливуда Темкин родился 10 мая 1894 года в провинциальном Кременчуге в еврейской семье. Отец его был врачом, мать обучала игре на фортепиано

Хозяева кафе разглядели в молодом музыканте талант ипозволили ему оплачивать свои счета, выступая в качестве официального пианистазаведения. "Я зажил двойной жизнью – ночи я проводил в Бродячей собаке, а сутра являлся в консерваторию", напишет через много лет в своих воспоминанияхТемкин.

После революции 1917 года он пошел на службу в политуправлениеПетроградского военного округа, был организатором масштабных музыкальныхдейств, в частности, грандиозной инсценировки Взятие Зимнего дворца, в которойучаствовали около 1 000 артистов.

Участие Темкина в политике было исключительно музыкальным:перипетиями общественной жизни страны он не интересовался. "Меня заботили двевещи: первое – выжить и второе – иметь возможность заниматься любимым делом, тоесть игрой на фортепиано. Как ни странно, какие-то возможности для этогонаходились", вспоминал именитый композитор о годах своей молодости.

Однако вскоре ему пришлось окунуться в политику с головой. НоТемкину еще повезло, что это погружение было случайным и недолгим.

Готовясь к очередному концерту, будущий оскароносецнекоторое время жил в Гатчине, неподалеку от Петрограда, у своего приятеля некоегогенерала Скирского. В один из вечеров за генералом приехали представителисоветской власти, "красные", и забрали Скирского в тюрьму.  

Темкин, будучи человеком добрым, решил проведать своегодруга. И если в камеру музыканта впустили без каких-либо проблем, то назад дорогаоказалась закрытой: за время визита охранник сменился, а втолковать новомупостовому, что он не заключенный, а посетитель, Темкин не сумел.  

Так и просидел он несколько дней за решеткой, пока не смогпередать кстати, через земляка, украинца записку на волю своему учителю Глазунову.Тот и вызволил  талантливого ученика из темницы. 

Вскоре питерский этап жизни композитора закончился: его всечаще стало подводить здоровье, дела шли все хуже, и Темкин решил эмигрировать.Благо, было куда к тому времени его отец уже достаточно долго жил в Берлине. ТамТемкин-старший работал одним из ассистентов Пауля Эльриха, именитого доктора,Нобелевского лауреата по медицине, прославившегося изобретением лекарства отсифилиса.  

Работник Фабрики грез

В столице Германии Темкин начал выступать с оркестром Берлинскойфилармонии, писал фокстроты, марши и вальсы. Вместе со своим соседом по съемнойкомнате Михаэлем Каритоном он подготовил программу для двух фортепиано, что вто время было чрезвычайно популярно, и музыканты поехали в Париж.

Франция подарила Темкину знакомство с великим русскимоперным певцом Федором Шаляпиным. Знаменитый бас посоветовал земляку по пытатьсчастья в Америке. Сама судьба способствовала смене континентов: дуэт Темкин -Каритон получил приглашение от одного из бродвейских продюсеров, Морриса Гэста,поучаствовать в водевильном турне по США. В этой поездке уроженец Кременчуга нетолько приобрел новый опыт, но и познакомился с балериной и хореографомАльбертиной Раш - вскоре она стала его женой.

Раш всерьез озаботилась карьерой мужа. Сперва она уговорилаего выступить на европейской премьере фортепианного концерта Джорджа Гершвина вПариже. А потом помогла устроиться в Голливуде. Дело было в 1929 году, на СШАнадвигался экономический кризис, и Американский балет Альбертины Раш, оставшисьбез поддержки богатых патронов, оказался на грани разорения.

Первой его серьезной работой в кино стала музыка для Алисы в стране чудес 1933 года. А первое признание пришло после вышедшего в 1937 году фильма Потерянный горизонт режиссера Фрэнка Капры

От краха труппу спасло выступление на премьере одного из первыхзвуковых фильмов, Бродвейская мелодия, после которой Раш пригласили ставитьтанцевальные номера для популярных тогда фильмов-мюзиклов. Она в свою очередьпредложила боссам студии Metro-Goldwyn-Mayer, тоже, к слову, выходцам из Российскойимперии, взять Темкина в качестве композитора для написания музыки ккинолентам.

Поначалу фамилию Темкин даже не указывали в титрах фильмов,хотя композитор работал много и упорно, завоевывая авторитет среди коллег. Первойего серьезной работой в кино стала музыка для Алисы в стране чудес 1933 года. Апервое признание пришло после вышедшего в 1937 году фильма Потерянный горизонт режиссераФрэнка Капры.

В нем Темкин экспериментировал со звуком, использовал необычныетембровые комбинации, подзвучивал диалоги героев. За все это его впервыеноминировали на Оскар.

Успех окрылил композитора, и он стал трудиться еще упорнее -по заказу американской армии писал музыку для документальных пропагандистских фильмов,много работал с Капрой. 1940-е ознаменовались для Темкина еще четырьмя номинациямина Оскар и наградой от военного ведомства США.

Хотя настоящий триумф к композитору пришел лишь в следующемдесятилетии. В 1953 году он получил сразу две золотые статуэтки - за музыку квестерну Фреда Циннеманна Ровно в полдень и за песню Do Not Forsake Me к этомуже фильму.

О той памятной церемонии он позже напишет: “Над кинокомпозиторамивсегда исподтишка посмеивались за то, что они компилируют свою музыку, а деньгиза нее получают как за оригинальную. Забыв про это обстоятельство, я в тойчасти короткой речи, где принято благодарить коллег и родных, сказал, чтоблагодарю [великих композиторов] Бетховена, Равеля, Чайковского. На этом местемоя речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить мне не удалось. Потом японял, что хохотала вся страна”.

Темкин удостоился Оскара за музыку к фильму Высокий и могучий, а в 1959-м получил награду за саундтрек к экранизации повести Эрнеста Хемингуэя Старик и море.

Смех смехом, но через два года Темкин удостоился Оскара замузыку к фильму Высокий и могучий, а в 1959-м получил награду за саундтрек кэкранизации повести Эрнеста Хемингуэя Старик и море.

В итоге Темкин стал настоящей звездой, его мелодии узнавалис первых нот, его приглашали во всевозможные телешоу - как серьезные, так икомедийные. Большим успехом у публики пользовалась его музыка к вестернам. Начасто задаваемый вопрос, как он сумел так тонко прочувствовать поэтику равнинамериканского Запада, Темкин отвечал со своим знаменитым “борщевым акцентом”:“Бикоз степь - она и есть степь!”, предпочитая слово “степь” традиционномуместному “прерия”.

На волне популярности Темкин успел поработать с лучшими режиссерамиГолливуда - Альфредом Хичкоком, Говардом Хоуксом, Фрэнком Капрой, ДжорджемСтивенсом и многими другими. Критики считают, что он принес в американскуюмузыку славянскую чувствительность и заложил основу, на которой затем строилисвое искусство все голливудские композиторы.

Кроме того, Темкин стал пионером в новом подходе к музыкальномуоформлению фильмов: для каждой ленты придумывал главную тему, которая в зависимостиот обстоятельств звучала то весело, то печально, то эпически, то трагически.Сейчас так поступают все его коллеги по цеху, но в 1950-1960-х о подобном и не слыхивали.

Помимо собственно музыкального влияния, Темкин явил Голливудуи новый принцип социальной ответственности - он поддерживал молодых музыкантов,прежде всего афро американцев. “Темкин помог талантливым афроамериканскиммузыкантам сломить существовавший тогда сегрегационный барьер, - рассказал КорреспондентуПатрик Русс, голливудский оркестратор. - Благодаря ему мир узнал таких музыкантов,как Бенни Картер, Холл Джонсон, Уильям Грант Стилл и Куинси Джонс”.

Незабываемо забытый

Карьера Темкина завершилась весьма неожиданно. В 1967 году скончаласьего жена. На возвращавшегося с похорон композитора напали грабители. Музыкант расценилвсе произошедшее как знак свыше и покинул Америку, перебравшись в Старый Свет.

После этого Темкин имел дело с кино лишь дважды. В 1969-м выступилв несвойственной для себя роли продюсера и помог поставить вестерн ЗолотоМаккенны. В том же году он написал музыку для биографической драмы Чайковский,снятой в СССР.

Работая над музыкой, композитор несколько раз приезжал вМоскву. Эти визиты красочно описывает российский писатель Александр Рекемчук.Например, в столичном ресторане Прага Темкин интересовался у председателяКомитета по кинематографии СССР Алексея Романова, “не из тех ли он Романовых”(намек на фамилию российской императорской семьи). Или спрашивал у советскойпоэтессы Беллы Ахмадулиной, наполовину татарки: “Если мужчина обрезанный - этодля женщины лучше или хуже?”.

В Голливуде Темкина помнят до сих пор. Так, в 2004 году Клинт Иствуд, популярный актер, режиссер и композитор, получая награду Американского общества композиторов, авторов и издателей, признался, что испытал значительное влияние Темкина

В 1972 году Темкин женился во второй раз, его избранницей сталаангличанка Оливия Синтия Пэтч, вместе с которой он поселился в Лондоне, где прожилпоследние годы жизни. Здесь же в 1979-м он и умер, однако похоронили композиторатам, где его нашла слава, - в Калифорнии.

В Голливуде Темкина помнят до сих пор. Так, в 2004 годуКлинт Иствуд, популярный актер, режиссер и композитор, получая наградуАмериканского общества композиторов, авторов и издателей, признался, чтоиспытал значительное влияние Темкина. А в фильме Квентина Тарантино Бесславныеублюдки звучит темкинская молодия из киноленты Форт Аламо. Впрочем, это лишь видимоевлияние: теоретики киноискусства копают глубже и отмечают, что влияние Темкинаприсутствует в творчестве японского режиссера Акиры Куросавы и популярного композитораЭннио Морриконе.

А вот на исторической родине о Темкине знают мало. Лишь парулет назад в Кременчуге случайно обнаружили, что в Голливуде жил и творил ихземляк. В результате с 2011 года в городе стали проводить конкурс пианистов иджазовый фестиваль Темкинские дни. Одну из местных музыкальных школ теперь планируютназвать именем композитора и в ней же хотят обустроить музей.

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.


Матеріали на тему

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK