Корреспондент: Остался за кадром. Биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Тем

2 августа, 2012 08:39 / ШоуBiz
Корреспондент: Остался за кадром. Биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Тем

Корреспондент: Остался за кадром. Биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Тем

От матушкиного фортепиано в провинциальном Кременчуге до четырех Оскаров в Голливуде - такова биография известного американского кинокомпозитора Дмитрия Темкина, - пишет Андрей Газин в рубрике Архив в № 29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года

В Голливуде ныне трудятся сотни, а то и тысячи выходцев из Украины. О большинстве из них - технических работниках, программистах, сценаристах - практически ничего не известно. Иных же, напротив, знают и любят: например, рожденную в Киеве актрису Милу Йовович или еще одну звезду - уроженку Черновцов Милу Кунис. И даже этим двум популярным кинодивам пока не под силу повторить успех простого пианиста из Кременчуга Дмитрия Темкина.

В 1950-х годах скромный уроженец Полтавщины был самым популярным композитором Фабрики грез. Темкин написал музыку к доброй сотне фильмов, больше 20 раз номинировался на Оскар. Более того, композитор четыре раза удостаивался этой самой престижной награды и еще шесть раз ему вручали другой значимый киноприз - Золотой глобус.

Музыкант и арестант

Будущая звезда Голливуда Темкин родился 10 мая 1894 года в провинциальном Кременчуге в еврейской семье. Отец его был врачом, мать обучала игре на фортепиано. Благодаря своей родительнице ребенок рано приобщился к музыке, и это довольно быстро принесло свои плоды: уже в 13 лет он поступил в Петербургскую консерваторию, лучшее по тем временам музыкальное учебное заведение Российской империи.

Ректором консерватории в то время был знаменитый композитор и дирижер Александр Глазунов он и стал наставником юного Темкина.

Вначале молодой провинциал учился старательно, но затем его закружила жизнь столичной богемы. Излюбленным местом встреч тогдашней петербуржской арт-элиты было художественное кафе Бродячая собака. Его завсегдатаями, среди прочих, были такие знаковые фигуры, как театральный режиссер Всеволод Мейерхольд, поэт Владимир Маяковский и один из величайших танцоров своего времени Михаил Фокин. Захаживал в кафе и Темкин – именно здесь он сдружился со своим земляком Сергеем Прокофьевым, здесь же он впервые услышал американскую музыку – регтайм, блюз и только зарождавшийся джаз.

Будущая звезда Голливуда Темкин родился 10 мая 1894 года в провинциальном Кременчуге в еврейской семье. Отец его был врачом, мать обучала игре на фортепиано

Хозяева кафе разглядели в молодом музыканте талант и позволили ему оплачивать свои счета, выступая в качестве официального пианиста заведения. "Я зажил двойной жизнью – ночи я проводил в Бродячей собаке, а с утра являлся в консерваторию", напишет через много лет в своих воспоминаниях Темкин.

После революции 1917 года он пошел на службу в политуправление Петроградского военного округа, был организатором масштабных музыкальных действ, в частности, грандиозной инсценировки Взятие Зимнего дворца, в которой участвовали около 1 000 артистов.

Участие Темкина в политике было исключительно музыкальным: перипетиями общественной жизни страны он не интересовался. "Меня заботили две вещи: первое – выжить и второе – иметь возможность заниматься любимым делом, то есть игрой на фортепиано. Как ни странно, какие-то возможности для этого находились", вспоминал именитый композитор о годах своей молодости.

Однако вскоре ему пришлось окунуться в политику с головой. Но Темкину еще повезло, что это погружение было случайным и недолгим.

Готовясь к очередному концерту, будущий оскароносец некоторое время жил в Гатчине, неподалеку от Петрограда, у своего приятеля некоего генерала Скирского. В один из вечеров за генералом приехали представители советской власти, "красные", и забрали Скирского в тюрьму.  

Темкин, будучи человеком добрым, решил проведать своего друга. И если в камеру музыканта впустили без каких-либо проблем, то назад дорога оказалась закрытой: за время визита охранник сменился, а втолковать новому постовому, что он не заключенный, а посетитель, Темкин не сумел.  

Так и просидел он несколько дней за решеткой, пока не смог передать кстати, через земляка, украинца записку на волю своему учителю Глазунову. Тот и вызволил  талантливого ученика из темницы.  

Вскоре питерский этап жизни композитора закончился: его все чаще стало подводить здоровье, дела шли все хуже, и Темкин решил эмигрировать. Благо, было куда к тому времени его отец уже достаточно долго жил в Берлине. Там Темкин-старший работал одним из ассистентов Пауля Эльриха, именитого доктора, Нобелевского лауреата по медицине, прославившегося изобретением лекарства от сифилиса.  

Работник Фабрики грез

В столице Германии Темкин начал выступать с оркестром Берлинской филармонии, писал фокстроты, марши и вальсы. Вместе со своим соседом по съемной комнате Михаэлем Каритоном он подготовил программу для двух фортепиано, что в то время было чрезвычайно популярно, и музыканты поехали в Париж.

Франция подарила Темкину знакомство с великим русским оперным певцом Федором Шаляпиным. Знаменитый бас посоветовал земляку по пытать счастья в Америке. Сама судьба способствовала смене континентов: дуэт Темкин - Каритон получил приглашение от одного из бродвейских продюсеров, Морриса Гэста, поучаствовать в водевильном турне по США. В этой поездке уроженец Кременчуга не только приобрел новый опыт, но и познакомился с балериной и хореографом Альбертиной Раш - вскоре она стала его женой.

Раш всерьез озаботилась карьерой мужа. Сперва она уговорила его выступить на европейской премьере фортепианного концерта Джорджа Гершвина в Париже. А потом помогла устроиться в Голливуде. Дело было в 1929 году, на США надвигался экономический кризис, и Американский балет Альбертины Раш, оставшись без поддержки богатых патронов, оказался на грани разорения.

Первой его серьезной работой в кино стала музыка для Алисы в стране чудес 1933 года. А первое признание пришло после вышедшего в 1937 году фильма Потерянный горизонт режиссера Фрэнка Капры

От краха труппу спасло выступление на премьере одного из первых звуковых фильмов, Бродвейская мелодия, после которой Раш пригласили ставить танцевальные номера для популярных тогда фильмов-мюзиклов. Она в свою очередь предложила боссам студии Metro-Goldwyn-Mayer, тоже, к слову, выходцам из Российской империи, взять Темкина в качестве композитора для написания музыки к кинолентам.

Поначалу фамилию Темкин даже не указывали в титрах фильмов, хотя композитор работал много и упорно, завоевывая авторитет среди коллег. Первой его серьезной работой в кино стала музыка для Алисы в стране чудес 1933 года. А первое признание пришло после вышедшего в 1937 году фильма Потерянный горизонт режиссера Фрэнка Капры.

В нем Темкин экспериментировал со звуком, использовал необычные тембровые комбинации, подзвучивал диалоги героев. За все это его впервые номинировали на Оскар.

Успех окрылил композитора, и он стал трудиться еще упорнее - по заказу американской армии писал музыку для документальных пропагандистских фильмов, много работал с Капрой. 1940-е ознаменовались для Темкина еще четырьмя номинациями на Оскар и наградой от военного ведомства США.

Хотя настоящий триумф к композитору пришел лишь в следующем десятилетии. В 1953 году он получил сразу две золотые статуэтки - за музыку к вестерну Фреда Циннеманна Ровно в полдень и за песню Do Not Forsake Me к этому же фильму.

О той памятной церемонии он позже напишет: “Над кинокомпозиторами всегда исподтишка посмеивались за то, что они компилируют свою музыку, а деньги за нее получают как за оригинальную. Забыв про это обстоятельство, я в той части короткой речи, где принято благодарить коллег и родных, сказал, что благодарю [великих композиторов] Бетховена, Равеля, Чайковского. На этом месте моя речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить мне не удалось. Потом я понял, что хохотала вся страна”.

Темкин удостоился Оскара за музыку к фильму Высокий и могучий, а в 1959-м получил награду за саундтрек к экранизации повести Эрнеста Хемингуэя Старик и море.

Смех смехом, но через два года Темкин удостоился Оскара за музыку к фильму Высокий и могучий, а в 1959-м получил награду за саундтрек к экранизации повести Эрнеста Хемингуэя Старик и море.

В итоге Темкин стал настоящей звездой, его мелодии узнавали с первых нот, его приглашали во всевозможные телешоу - как серьезные, так и комедийные. Большим успехом у публики пользовалась его музыка к вестернам. На часто задаваемый вопрос, как он сумел так тонко прочувствовать поэтику равнин американского Запада, Темкин отвечал со своим знаменитым “борщевым акцентом”: “Бикоз степь - она и есть степь!”, предпочитая слово “степь” традиционному местному “прерия”.

На волне популярности Темкин успел поработать с лучшими режиссерами Голливуда - Альфредом Хичкоком, Говардом Хоуксом, Фрэнком Капрой, Джорджем Стивенсом и многими другими. Критики считают, что он принес в американскую музыку славянскую чувствительность и заложил основу, на которой затем строили свое искусство все голливудские композиторы.

Кроме того, Темкин стал пионером в новом подходе к музыкальному оформлению фильмов: для каждой ленты придумывал главную тему, которая в зависимости от обстоятельств звучала то весело, то печально, то эпически, то трагически. Сейчас так поступают все его коллеги по цеху, но в 1950-1960-х о подобном и не слыхивали.

Помимо собственно музыкального влияния, Темкин явил Голливуду и новый принцип социальной ответственности - он поддерживал молодых музыкантов, прежде всего афро американцев. “Темкин помог талантливым афроамериканским музыкантам сломить существовавший тогда сегрегационный барьер, - рассказал Корреспонденту Патрик Русс, голливудский оркестратор. - Благодаря ему мир узнал таких музыкантов, как Бенни Картер, Холл Джонсон, Уильям Грант Стилл и Куинси Джонс”.

Незабываемо забытый

Карьера Темкина завершилась весьма неожиданно. В 1967 году скончалась его жена. На возвращавшегося с похорон композитора напали грабители. Музыкант расценил все произошедшее как знак свыше и покинул Америку, перебравшись в Старый Свет.

После этого Темкин имел дело с кино лишь дважды. В 1969-м выступил в несвойственной для себя роли продюсера и помог поставить вестерн Золото Маккенны. В том же году он написал музыку для биографической драмы Чайковский, снятой в СССР.

Работая над музыкой, композитор несколько раз приезжал в Москву. Эти визиты красочно описывает российский писатель Александр Рекемчук. Например, в столичном ресторане Прага Темкин интересовался у председателя Комитета по кинематографии СССР Алексея Романова, “не из тех ли он Романовых” (намек на фамилию российской императорской семьи). Или спрашивал у советской поэтессы Беллы Ахмадулиной, наполовину татарки: “Если мужчина обрезанный - это для женщины лучше или хуже?”.

В Голливуде Темкина помнят до сих пор. Так, в 2004 году Клинт Иствуд, популярный актер, режиссер и композитор, получая награду Американского общества композиторов, авторов и издателей, признался, что испытал значительное влияние Темкина

В 1972 году Темкин женился во второй раз, его избранницей стала англичанка Оливия Синтия Пэтч, вместе с которой он поселился в Лондоне, где прожил последние годы жизни. Здесь же в 1979-м он и умер, однако похоронили композитора там, где его нашла слава, - в Калифорнии.

В Голливуде Темкина помнят до сих пор. Так, в 2004 году Клинт Иствуд, популярный актер, режиссер и композитор, получая награду Американского общества композиторов, авторов и издателей, признался, что испытал значительное влияние Темкина. А в фильме Квентина Тарантино Бесславные ублюдки звучит темкинская молодия из киноленты Форт Аламо. Впрочем, это лишь видимое влияние: теоретики киноискусства копают глубже и отмечают, что влияние Темкина присутствует в творчестве японского режиссера Акиры Куросавы и популярного композитора Эннио Морриконе.

А вот на исторической родине о Темкине знают мало. Лишь пару лет назад в Кременчуге случайно обнаружили, что в Голливуде жил и творил их земляк. В результате с 2011 года в городе стали проводить конкурс пианистов и джазовый фестиваль Темкинские дни. Одну из местных музыкальных школ теперь планируют назвать именем композитора и в ней же хотят обустроить музей.

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

коментарии (27)
осталось 1000 символов