Первый раз – в новый класс: как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

5 сентября, 2014 15:44 / Развлечения
Первый раз - в новый класс: как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Первый раз - в новый класс: как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

фото: Shutterstock

Первого сентября в школу пошли дети Сергея Притулы, Лидии Таран, Евгения Кошевого. Первое время первоклашкам будет непросто -- надо привыкнуть к новому коллективу. И начнется: "Не хочу!", "Не пойду!". Точно так бывает с детьми, которые поменяли школу или попали в другой класс. Как вести себя в этой ситуации родителям – уговаривать, задабривать, читать мораль или категорически сказать: «Ты должен, и точка»?

Золотое правило как для родителей первоклашки, так и для тех, чей ребенок сменил место учебы: познакомьте его с территорией школы до начала учебного года. Желательно – и с учительницей. Тогда он будет чувствовать себя там в какой-то мере хозяином. А если момент уже упущен, надо действовать исходя из обстоятельств. Как именно – поможет разобраться наш консультант, ведущий психолог проекта «Дорогая, мы убиваем детей» канала СТБ Виктория Любаревич-Торхова.

За деньги школу не купить

– Первоклассникам в каком-то смысле проще, – объяснят Виктория. – В школе они в одинаковом положении: знакомятся с учительницей и друг с другом. От родителей требуется:
 
Набраться терпения. Если у ребенка шок от посещения школы или контакта с новым коллективом, это состояние не пройдет за два дня – понадобится минимум месяц, пока малыш адаптируется к новым обстоятельствам.
 
Рассказывать истории из жизни. Можно поделиться своими собственными. Или привлечь к этому бабушек с дедушками и других родственников – пусть поведают, что чувствовали, когда шли в первый класс или в новую школу, как им было страшно, как ждали, чтобы родители забрали домой. В общем, все, что поможет ребенку понять: происходящее с ним сейчас – не трагедия. Через это прошли абсолютно все взрослые.
 
Читайте также: Детский стресс: как с ним бороться

Интересоваться, как у ребенка прошел день. Что понравилось, что не понравилось, что с ним происходило? И даже если он отмахивается: «Ничего не случилось. В школу я больше не пойду!» – не отступайте. Скажите: «А мне говорили, что ты помог мальчику!». Или «Учительница очень хвалила тебя за хорошее поведение», «Ты отлично читал!». Всегда можно найти какой-то позитивный момент и акцентировать внимание на нем.
 
Делиться новостями с другими. Из всего, что произошло с чадом за день, выберите какое-нибудь событие и при нем (это важное условие!) с кем-то этим поделитесь – с папой, бабушкой или с подругой по телефону: «Представляешь, а Маша на физкультуре научилась лазить по канату!». Ребенок должен осознать: те впечатления, знания и умения, которые получает в школе, очень интересны и важны.
 
Сыграть на жизненном опыте малыша. У каждого ребенка случались какие-то казусы и неприятности, которые решались благодаря помощи специалистов. На примере одного из них покажите, как важно, когда есть обученные люди. Лучше всего срабатывают истории о врачах. «Помнишь, как ты когда-то болел ангиной, как плохо себя чувствовал? А если бы доктор, которая тебя вылечила, в свое время не захотела ходить в школу? Ее бы не приняли в университет – даже при большом желании она не стала бы врачом. И тебя некому бы было спасать! Вот поэтому каждый и ходит в школу – чтобы в будущем стать тем, кем мечтает».
 
Стимулировать впечатлениями. Не платите за учебу! Нельзя покупать интерес к познаниям, обещая купить новую игрушку за хорошую оценку. Это очень быстро перерастает в шантаж: «Не пойду в школу, если не купите мне планшет/новые кроссовки/фирменные джинсы!». Лучше пообещайте куда-нибудь сводить ребенка, что-нибудь ему показать или чему-то научить – при условии, если утром он будет подниматься без слез.

Читайте также: Битва экстрасенсов: когда в Украине наступит мир?

И один в поле воин


– Когда ребенок переходит в новый класс или другую школу, ему намного сложнее, – продолжает Виктория Любаревич-Торхова. – Коллектив уже сформировался, стать его частью может быть непросто. Поэтому с первого же дня важно выбрать правильную линию поведения.
 
Вместе с ребенком создайте историю о нем. Дети всегда тянутся к интересным людям. А у каждого из нас есть что-то, чем можно заинтересовать окружающих. Один умеет петь или играть на скрипке, другой – отдыхал в необычном месте и полон впечатлений, третий пережил нечто страшное в своей жизни – аварию или еще хуже… Обсудите с сыном или дочерью, что они могут рассказать о себе в новой школе, когда с ними начнут знакомиться. И тогда находить общий язык с одноклассниками будет намного проще.
 
Пригласите новых одноклассников в гости или на пикник. В неформальной обстановке можно лучше узнать друг друга.
 
Не заставляйте ребенка вливаться в коллектив любой ценой. Ему не нравится новый класс и он не стремится стать своим? Если при этом уверен в себе, не комплексует и не переживает из-за своей обособленности, не расстраивайтесь – ведь ему комфортно именно так! Если у него не получается подружиться и он чувствует себя одиноким, но школа вас в принципе устраивает, помогите ребенку стать самодостаточным и чувствовать себя счастливым без одноклассников. Как? Удовлетворяйте его таланты и потребности. Он любит конструировать или рисовать? Значит, должен ходить на соответствующие кружки, чтобы у него был дополнительный ресурс приятных впечатлений.
 
Научите давать отпор обидчику. От ситуации, когда в классе начинают травить – просто так, без причины, – никто не застрахован. И в большинстве случаев справиться без помощи родителей ребенку трудно. Но помощь должна заключаться не в советах «а ты игнорируй их нападки» или «дай сдачи». Если ребенок не делал этого раньше, он и сейчас не сможет – просто потому, что не умеет правильно отвечать обидчику.
 
Очень важно не только рассказать, как надо себя вести, но и показать все наглядно – в стрессовой ситуации сыну или дочери будет проще повторить именно так, как его научили.

Так что выясните, какая у чада проблема, и разыграйте по этому поводу дома спектакль: «Как тебя называют в школе? Очкарик? Давай, говори мне: «Эй ты, очкарик!». Нет, не так, погрубее!». Ребенка надо ввести в роль, чтобы потом папа или мама показали, как можно отвечать в той или иной ситуации, как красиво отступить, сделать вид «кто ты вообще такой?» и «что тебе от меня надо?». Ведь если правильно пользоваться языком тела, эти фразы даже произносить не нужно.

Между прочим
* Чтобы у ребенка не было стресса, когда он переступит порог школы, лет с трех его надо потихоньку (сначала в игровой форме, потом в более серьезной) приучать к занятиям и дисциплине.
 
* Очень плохо, когда за обучение берутся папа с мамой – никого другого малыш потом не хочет воспринимать. Да и вообще человек так создан, что к родителям стремится за моральной и физической защитой, а за знаниями – к другим людям.

Читайте также: Полюби себя такой, какая ты есть

Смотрите онлайн видео - Адаптация ребенка к школе:

Стресс , Адаптация Источник: Теленеделя/Людмила Козаренко
коментарии (27)
осталось 1000 символов