Каннский кинофестиваль 2015: Ксавье Долан – вдохновение похоже на шепот
2015 г., 18 травня, 13:07
{{count}}
Продолжает свою работу Международный Каннский кинофествиаль 2015. В рамках форума журналисты встретились с молодым, талантливым канадским режиссером Ксавье Доланом, который умудрился за 5 лет поставить пять фильмов.
В прошлом году в Каннах Ксавье Долан получил Премию жюри, а теперь приехал на Каннский кинофествиаль 2015 уже в качестве члена жюри под председательством братьев Коэн. В рамках фестиваля 26-летний вундеркинд встретился с журналистами и дал интервью.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: Мэттью МакКонахи попал в заколдованный лес
Мы хорошо знаем Ваши фильмы, но нам почти ничего не известно о Ваших кинематографических пристрастиях, за исключением того, что Вам нравится Джейн Кэмпион и Титаник (Titanic). Какие кинокартины Вы любите пересматривать?
Я могу смотреть Титаник бесчисленное количество раз. Я знаю этот фильм наизусть. Для меня это даже не фильм – это словарь, руководство по жизни. Мне также очень нравится картина До свидания, дети (Au revoir les enfants), фильмы Клода Соте: Les Choses de la vie, Max et les Ferrailleurs (Max and the Junkmen), Ледяное сердце (Un Cœur en hiver)…
Вы утверждаете, что любовь к кинематографу развилась в Вас довольно поздно. Стало ли это причиной того, что Вы разработали собственный, своеобразный стиль?
Думаю, да. Я не ориентируюсь на авторитеты. За исключением моего первого фильма. Мне хотелось отдать должное Вонг Карваю. Фильм был снят в немного наивной, почти плагиаторской манере. Но это был единственный раз.
Никогда впоследствии я больше не делал ничего подобного, так как у меня не было времени смотреть фильмы и нагонять упущенное. Период моей жизни, когда я имел возможность смотреть фильмы, был очень коротким.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: звезды на красной дорожке
А где Вы черпаете вдохновение?
Мои настоящие источники вдохновения – это фотографические альбомы, картины, стихи… Другие виды искусств вдохновляют меня больше, само кинематографическое искусство. Кино оказывает на меня влияние, тогда как фотография, скульптура, литература и поэзия вдохновляют меня.
Вдохновение – это как шепот, как секрет, который шепчут на ухо друг другу в окружении огромной толпы. Когда этот секрет достигает ушей последнего человека, он совершенно искажен. Вот это и есть, на мой взгляд, вдохновение. Это как смотреть на фотографию, которая направляет твое воображение совершенно в другую сторону.
Вы сняли пять полнометражных фильмов в возрасте от 20 до 25 лет. Создается впечатление, что работать для Вас жизненно необходимо. Откуда это непреодолимое желание снимать фильмы?
Это случается, когда случается, я не умею снимать по заказу. Я не ставлю себе условие выпускать по фильму в год. И кстати, так было не всегда. После картины Boображаемая любовь (Les Amours imaginaires), я в течение полутора лет снимал И все же Лоранс (Laurence Anyways).
Когда Вы не работаете над фильмом, чем Вы занимаетесь?
Я жду. Мое основное занятие в жизни – писать фильмы. Это моя страсть. Я хотел было вернуться к учебе, но надо было заниматься раскруткой фильма Мамочка (Mommy). Я хотел научиться этому. У меня нет специального образования, я самоучка. Я хотел бы расширить свои познания в культуре.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: ТОП-10 фильмов-участников
Каким Вы видите себя через двадцать лет?
Я бы хотел заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас, всю свою жизнь, однако невозможно предвидеть, что со мною произойдет через двадцать лет. У меня в жизни не бывает моментов, когда я бы не писал фильм или не размышлял над фильмом. Для меня это всегда было естественным, даже если раньше я не отдавал себе в этом отчета.
Несколько слов о Вашей музе, подруге и сотруднице Анн Дорваль. Какую роль она играет в Вашем творческом процессе?
Когда я пишу, я всегда думаю о ком-то. Еще лучше, когда ты лично знаешь человека и можешь написать роль специально для него. Когда я говорю «специально», я имею ввиду роль, совершенно противоположную натуре этого человека, образ, который должен вывести его из привычной зоны комфорта. Для меня это настоящий вызов как для режиссера, для нее – как для актрисы.
В этом году Вы находитесь среди членов жюри. По каким параметрам Вы оцениваете фильм?
Сердцем. Я сознательно оценивают фильм сердцем. Важны не мой стиль, мои рефлексы, мои стремления, мои желания, а – персонажа, истории, фильма. Что необходимо этому фильму? В этом заключается интеллектуальная работа над фильмом на съемочной площадке.
В этом процессе есть математическая, рациональная составляющая. Фильм готовят, его обдумывают. Но кроме этого, на съемочной площадке всегда наступает момент, когда надо действовать инстинктивно. Это и есть коэффициент искусства, малая часть настоящего творчества.
Еще Марсель Дюшан написал об этом в своем манифесте. Искусство – это незначительный процент того, что художник делает неосознанно. Пока есть хоть немного этой непредсказуемости, спонтанности – будет и искусство, будет кинематограф.
Смотреть онлайн трейлер к фильму Ксавье Долана Мамочка:
В прошлом году в Каннах Ксавье Долан получил Премию жюри, а теперь приехал на Каннский кинофествиаль 2015 уже в качестве члена жюри под председательством братьев Коэн. В рамках фестиваля 26-летний вундеркинд встретился с журналистами и дал интервью.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: Мэттью МакКонахи попал в заколдованный лес
Мы хорошо знаем Ваши фильмы, но нам почти ничего не известно о Ваших кинематографических пристрастиях, за исключением того, что Вам нравится Джейн Кэмпион и Титаник (Titanic). Какие кинокартины Вы любите пересматривать?
Я могу смотреть Титаник бесчисленное количество раз. Я знаю этот фильм наизусть. Для меня это даже не фильм – это словарь, руководство по жизни. Мне также очень нравится картина До свидания, дети (Au revoir les enfants), фильмы Клода Соте: Les Choses de la vie, Max et les Ferrailleurs (Max and the Junkmen), Ледяное сердце (Un Cœur en hiver)…
Вы утверждаете, что любовь к кинематографу развилась в Вас довольно поздно. Стало ли это причиной того, что Вы разработали собственный, своеобразный стиль?
Думаю, да. Я не ориентируюсь на авторитеты. За исключением моего первого фильма. Мне хотелось отдать должное Вонг Карваю. Фильм был снят в немного наивной, почти плагиаторской манере. Но это был единственный раз.
Никогда впоследствии я больше не делал ничего подобного, так как у меня не было времени смотреть фильмы и нагонять упущенное. Период моей жизни, когда я имел возможность смотреть фильмы, был очень коротким.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: звезды на красной дорожке
А где Вы черпаете вдохновение?
Мои настоящие источники вдохновения – это фотографические альбомы, картины, стихи… Другие виды искусств вдохновляют меня больше, само кинематографическое искусство. Кино оказывает на меня влияние, тогда как фотография, скульптура, литература и поэзия вдохновляют меня.
Вдохновение – это как шепот, как секрет, который шепчут на ухо друг другу в окружении огромной толпы. Когда этот секрет достигает ушей последнего человека, он совершенно искажен. Вот это и есть, на мой взгляд, вдохновение. Это как смотреть на фотографию, которая направляет твое воображение совершенно в другую сторону.
Вы сняли пять полнометражных фильмов в возрасте от 20 до 25 лет. Создается впечатление, что работать для Вас жизненно необходимо. Откуда это непреодолимое желание снимать фильмы?
Это случается, когда случается, я не умею снимать по заказу. Я не ставлю себе условие выпускать по фильму в год. И кстати, так было не всегда. После картины Boображаемая любовь (Les Amours imaginaires), я в течение полутора лет снимал И все же Лоранс (Laurence Anyways).
Когда Вы не работаете над фильмом, чем Вы занимаетесь?
Я жду. Мое основное занятие в жизни – писать фильмы. Это моя страсть. Я хотел было вернуться к учебе, но надо было заниматься раскруткой фильма Мамочка (Mommy). Я хотел научиться этому. У меня нет специального образования, я самоучка. Я хотел бы расширить свои познания в культуре.
Читайте также: Каннский кинофестиваль 2015: ТОП-10 фильмов-участников
Каким Вы видите себя через двадцать лет?
Я бы хотел заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас, всю свою жизнь, однако невозможно предвидеть, что со мною произойдет через двадцать лет. У меня в жизни не бывает моментов, когда я бы не писал фильм или не размышлял над фильмом. Для меня это всегда было естественным, даже если раньше я не отдавал себе в этом отчета.
Несколько слов о Вашей музе, подруге и сотруднице Анн Дорваль. Какую роль она играет в Вашем творческом процессе?
Когда я пишу, я всегда думаю о ком-то. Еще лучше, когда ты лично знаешь человека и можешь написать роль специально для него. Когда я говорю «специально», я имею ввиду роль, совершенно противоположную натуре этого человека, образ, который должен вывести его из привычной зоны комфорта. Для меня это настоящий вызов как для режиссера, для нее – как для актрисы.
В этом году Вы находитесь среди членов жюри. По каким параметрам Вы оцениваете фильм?
Сердцем. Я сознательно оценивают фильм сердцем. Важны не мой стиль, мои рефлексы, мои стремления, мои желания, а – персонажа, истории, фильма. Что необходимо этому фильму? В этом заключается интеллектуальная работа над фильмом на съемочной площадке.
В этом процессе есть математическая, рациональная составляющая. Фильм готовят, его обдумывают. Но кроме этого, на съемочной площадке всегда наступает момент, когда надо действовать инстинктивно. Это и есть коэффициент искусства, малая часть настоящего творчества.
Еще Марсель Дюшан написал об этом в своем манифесте. Искусство – это незначительный процент того, что художник делает неосознанно. Пока есть хоть немного этой непредсказуемости, спонтанности – будет и искусство, будет кинематограф.
Смотреть онлайн трейлер к фильму Ксавье Долана Мамочка: