Сергей Лозница о фильме Майдан: "Народ вышел против власти, и он ее сбросил"

Украинский режиссер Сергей Лозница – обладатель массы международных премий, автор известных фильмов Счастье мое и В тумане, показал свою последнюю работу – документальный фильм Майдан – в рамках программы Путь к свободе ОМКФ 2014. Фильм уже по достоинству оценили на Канском кинофестивале 2014. Журналист Ivona узнал у Лозницы, как проходила работа над картиной Майдан во время исторических событий в для украинской нации осенью 2013 – зимой 2014.

Читайте также: Одесский кинофестиваль 2014: режиссер Лозница заставил зрителей плакать на Майдане (ВИДЕО)


Вы говорили, что изначально не планировали создавать фильм, и только в процессе съемок у вас возникла такая идея – сделать документальное кино Майдан в таком виде, в котором мы его увидели. На каком этапе пришла эта идея?

– Когда действия начали развиваться. Когда я снял первый материал, я подумал – хорошо, у меня есть материал, но нет фильма. Это было еще в декабре. В фильме что важно: начало и финал, а середину никто никогда не помнит. И вот начало у меня было, а финала нет. Что это может стать картиной, я подумал уже тогда, когда начались столкновения, когда это противостояние радикализировалось, достигло определенного пика. Это было в январе, но и в декабре мы все равно продолжали снимать. Когда я понял, что фильм готов? Когда это все закончилось, то есть в первых числах марта. Вот тогда я понял, что у меня есть фильм. Потому что главная цель была достигнута.  И если говорить о линии картины – народ вышел против власти и народ ее сбросил.

Не было ли у вас в процессе съемок мыслей, что если народ не добьется своего, если останется старая власть, то ваше кино, возможно, не смогут увидеть люди? Особенно украинцы…

– Вы знаете, я об этом даже не думал – кто, когда и как увидит мой фильм. Какая разница, ведь это материал. А материал в любом случае необходимо было собирать – он когда-то и кому-то понадобится. В 2008 году, например, я смонтировал фильм из киножурналов, выходивших еще в конце 50-х - начала 60-х. И я не исключаю, что к тому материалу, который я снял, могут обратиться через несколько десятилетий, если конечно я этот материал отдам в архив. К сожалению, таких архивов нет и их нужно заводить, потому что если этого не увидим мы, то через какое-то время это увидит кто-то другой. А может быть уже и есть такие архивы.

А вы имеете в виду, что если бы победила вот эта вот противная сторона? Противная во всех смыслах... Нет, я был абсолютно уверен, что они уже проиграли. Даже в декабре. Это было видно уже. Когда люди собираются и поют гимн – все понятно. Этих людей вы так просто уже не разгоните, ни дубинками, ни чем-то еще. Ведь Майдан был символом. Пока он стоит – власть чувствует давление. А если бы его убрали силовым методом, то вышла бы вся Украина. 

А сами вы становились участником стычек? Может быть, на Грушевского?

– В тот момент меня уже не было в Киеве, там снимал оператор Сережа Стефан. И когда Сережа снимал, он не участвовал, а когда он шел участвовать, то не снимал. Я уверен, что в стычках он участия не принимал, не тот человек. Он может только помогать. И я тоже не тот человек, который может взять булыжник в руки. У каждого своя роль. По-моему, любое насилие отвратительно.

Читайте также: Британская группа сняла клип о событиях на Майдане (ВИДЕО)

Смотреть онлайн-видео трейлера к фильму Майдан Сергей Лозницы:


Хмара тегів


Матеріали на тему