Судите сами: один день со съемок реалити (ФОТО)

В эту субботу на киевской киностудии им. Довженко целый день шли съемки новой программы собственного производства телеканала  Интер  -  Судите сами .

Присяжные приехали к восьми. Успели немного познакомиться и освоиться в лабиринтах павильона. А уже в 9:00 в студии появился ведущий программы Судите сами, юрист Сергей Бурлаков, и действо началось. 


Читайте також: Судите сами: старт судебного реалити-шоу


На первом этапе съемки присяжные знакомятся с ведущим, выслушивают все обстоятельства дела, выносят свой личный приговор, пишут его на листочках, не показывая друг другу, не озвучивая ведущему. Чем они руководствовались при вынесении решения, почему именно такой приговор они считают справедливым – объясняют журналисту тет –а –тет на интервью в отдельной комнате. 

А потом – снова собираются вместе, но уже в другой студии – за столом для совещаний, в комнате присяжных. Вердикт выносится путем голосования. Сначала решают – виновен-таки, или нет. Потом, если виновен, обсуждают меру наказания и еще раз голосуют. Вариант «ничья», четыре  голоса «за», четыре – «против», не предусмотрен.



Далее – снова в большую студию, где председатель коллегии присяжных оглашает итоговое решение. А ведущий – реальный приговор суда. Потом – еще одно дело и снова – интервью, обсуждения, вердикт. Сложнее всего – ведущим, которым нужно держать в голове сразу шесть уголовных дел и мастерски модерировать дискуссию.

До начала съемок ведущий шоу Судите сами озвучил присяжным главные правила: говорить то, что думаешь на самом деле, не бояться спорить друг с другом, стараться вникнуть во все детали и судить так, как считаете справедливым, не пытаясь угадать решение реального суда.

В этот день снималось сразу три программы. Тема одной из них – преступления на почве любви, второй – «человек с гранатой», а третья – люди, взявшие чужое.

Их рассматривают разные группы  присяжных. И оказывается, что в каждой коллегии «судей на день» есть человек, который сталкивался с подобной ситуацией. В одном деле шла речь о семье с приемными детьми и отце, который неясно куда растратил средства, выделенные государством на содержание малышей.

А среди присяжных – молодой человек, который рос в детском доме. И что такое жизнь без родителей знает не понаслышке. В рассмотрении дел,  где обычные «гражданские лица» берут в руки взрывчатый боеприпас – гранату, среди присяжных обнаружился бывший военный, который смог дать экспертную оценку произошедшему.



«Конечно, к нам приходят специалисты в той или иной отрасли, - поясняет позже юрист, ведущий программы Судите сами Сергей Бурлаков. - Но профессиональные знания в нашем случае вторичны. И так понятно, что человек, который держит в руке гранату с выдернутой чекой, опасен. Но, в то же время,  появляются новые грани рассмотрения дела, мы узнаем от такого специалиста какие-то технические нюансы, характеристики».

И чем больше информации узнают присяжные о свершившемся преступлении, тем сложнее принять решение. На этой съемке было и так, что один человек трижды бросался из стороны в сторону, от стопроцентного «оправдать» до не менее решительного «виновен».

Понимаешь, что присяжным приходится очень и очень нелегко. И как бы ты рассудил, оказавшись на их месте – вопрос. 


Читайте також: Касается каждого: разлученные близнецы – смотреть выпуск от 4.04.2016


Присяжных, конечно, просят не обсуждать друг с другом материалы дела, чтобы не расплескать эмоции. Но они все равно и в коридорах разговаривают, делятся впечатлениями, выясняют отношения, втягиваются в историю на сто процентов. «Ты понимаешь, что, если мы засудим парня…». Впрочем, и ведущий программы Судите сами признается, что быть совершенно равнодушным к рассматриваемым делам сложно и ему. Все равно все истории и он пропускает через себя.

В перерыве между съемками, журналистам удалось пообщаться с ведущим программы Судите сами Сергеем Бурлаковым и задать ему несколько вопросов. 

Скажите, у Вас до начала съемок есть какое-то представление о присяжных, кто эти люди?

- Присяжных я вижу в первый раз. Я знаю только о том, что это - люди разных профессий, разного мировоззрения, разного возраста. У кого-то в жизни были истории, похожие на те, которые мы обсуждаем в студии. Например, с кражами сталкивался практически любой из нас. Подобрать ключик к присяжным непросто. Потому что у каждого из них – собственное ощущение справедливости,  разный жизненный опыт. И, естественно, каждый из присяжных имеет свое мнение, виноват подсудимый, или нет, и как его наказывать, если виноват. Моя задача - показать им все стороны той или иной непростой истории, а простых у нас не бывает. Это не значит, что я хочу их переубедить. Я хочу, чтобы они получили полную информацию о произошедшем.

Сложно ли, на Ваш взгляд, быть телеприсяжным в этом проекте, выносить приговор?

- На самом деле споры возникают всегда. У нас нет совершенно однозначных дел. Случаи рассматриваются разные. Было несколько очень жестких.Был абсолютно нелепый, когда парень украл у своей девушки кольцо, чтобы продать и купить ей же обручальное подороже. Но в каждом деле есть свои обстоятельства, которые влияют на эмоциональную составляющую принятия решения. Иногда на преступление человек идет для того, чтобы кого-то спасти, вылечить больного, чтобы отомстить за обиду или же отстаивая какие-то понятные по-человечески принципы.



Вашей коллеге, Наталии Ломоносовой, как психологу, наверное, немножко проще. А Вам тяжело разговорить присяжных?

- По-разному. Есть присяжные, которых скорее тяжело остановить: они готовы делиться экспертным мнением обо всем на свете. Есть и те, кто молчит, но, если затронуть какие-то струны души, личную историю, человек изливает все, что накопилось – боль, обиду, горечь. И это –ценно. Это – уже проявление доверия к программе.

Опыт работы на ТВ был, в юриспруденции разбираетесь. А были ли в ходе работы над проектом моменты, когда приходилось чему-нибудь учиться?

- Пожалуй – сохранять нейтралитет. В каждой истории есть своя эмоциональная составляющая,  и у меня, как и у любого другого человека,  возникает свое отношение к ситуации, свои эмоции. Но мое мнение должно остаться за пределами съемочного процесса, здесь оно не имеет значения. Задача ведущего - не становясь ни на чью сторону и не показывая своего отношения к ситуации, дать людям высказаться. Тому, кто жестко обвиняет преступника, предложить задуматься – а, может, у него была причина так поступить, может, есть смягчающее обстоятельство? А тому, кто мягок, напомнить, что закон есть закон. Вот этот баланс иногда соблюсти как раз сложно.


Читайте також: Судите сами: Наталия Ломоносова точно знает — быть присяжным непросто


Можем ли мы сказать, что эта программа показывает правовую образованность или необразованность нашего общества?

- На мой взгляд, человек не должен идеально знать уголовный кодекс. Многие вещи мы понимаем на уровне знания тех же заповедей, которые, правда, сформулированы короче, чем сотник статей УК. К нам приходят некоторые присяжные, которые лучше обычного разбираются в законах, потому что или сталкивались с судебной системой, или работают, например, в охранных службах и в соответствии с должностными обязанностями имеют более глубокое представление об основных нормах.

Но чаще люди, конечно, хотят, чтобы мы подсказали им «вилку» наказания – от и до.  Мы просим их не пытаться угадать реальный судебный приговор. Нам нужно, чтобы люди вынесли решение, которое они считают справедливым, а совпадет или нет – выясняем в конце программы.

Совпал ли вердикт присяжных с мнением слуг Фемиды - смотрите в программе Судите сами на канале Интер со вторника по четверг в 16:40.

Премьера шоу Судите сами состоится уже сегодня, 5 апреля.


Хмара тегів


Матеріали на тему