В прокат выходит трагикомедия "Внутри Льюиса Дэвиса"
В мировой прокат выходит картина "Внутри Льюина Дэвиса" - трагикомедия американцев Итана и Джоэла Коэнов об эпохе зарождения фолк-музыки. Получив Гран-при Каннского кинофестиваля, этот фильм претендует теперь на уверенное участие в оскаровской гонке, - пише
На экране молодой темноволосый мужчина с густой бородой. Сидя на сцене небольшого нью-йоркского клуба, он перебирает струны гитары и проникновенно поет балладу о скитаниях и смерти. Период действия - 1961 год, человек у микрофона - талантливый, но неудачливый сочинитель песен в стиле фолк Льюин Дэвис. В ближайшие полтора часа экранного времени судьба отвернется от него с десяток раз.
Впрочем, грустить, наблюдая за этой чередой невезений, вряд ли придется. Ведь авторы Внутри Льюина Дэвиса, картины о нескольких днях из жизни вымышленного героя американской фолк-сцены, - оскароносные американцы Итан и Джоэл Коэны. И каждая их работа пропитана тончайшими иронией и черным юмором, отмечают критики.
Зрителям только предстоит оценить достоинства этой трагикомедии - старт мирового проката ленты назначен на 6 декабря. А вот специалисты уже успели окрестить новое творение братьев Коэн одним из лучших фильмов уходящего года. В ходе мировой премьеры Внутри Льюина Дэвиса, состоявшейся весной на авторитетном Каннском киносмотре, искушенная публика устроила ленте горячий прием, а жюри присудило создателям Гран-при фестиваля.
По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает отзывы экспертов на киноновинки, 92 % рецензентов восторженно высказались о свежей работе семейного режиссерского подряда. Теперь мировая пресса уверенно прочит придуманной Коэнами истории успех в гонке за Оскар.
По мнению обозревателей, картина с первых секунд захватывает зрителя благодаря качественной и хорошо подобранной музыке. А разворачивающееся на экране действо хоть и не внушает оптимизма, но оказывается настолько увлекательным, что заслуживает по меньшей мере номинации на награду Американской киноакадемии за сценарий, прогнозируют критики.
При этом едва ли не самым важным открытием фильма, по общему мнению, стал исполнитель главной роли - американец Оскар Айзек. Описывая проделанную им работу, критики не скупятся на комплименты, чаще других употребляя определения вроде “захватывающая дух” и “блистательная”.
“Появление Айзека в роли исполненного горечи Льюина - настоящее откровение, - описывает свои впечатления обозреватель Генри Бернс из влиятельного британского издания The Guardian. Свое мнение о картине он подытоживает так: - Фильм выдержан в том одновременно мрачном, смешном и полном искренности стиле, который свойственен только Коэнам”.
Нелегкий старт
Идея сделать картину, которая начиналась бы с песни и была посвящена фолк-музыке, появилась у братьев Коэн еще восемь лет назад. Импульсом послужила автобиографическая книга Мэр Макдугал-Стрит Дэйва ван Ронка, одного из основателей фолксцены нью-йоркского богемного района Гринвич-Виллидж. Начатое ван Ронком дело подхватили в 1960-х Боб Дилан и Джони Митчелл, ставшие впоследствии культовыми героями американской музыки.
Впрочем, творческий тандем Коэнов, на счету которого четыре премии Оскар за ленты Фарго (1996) и Старикам тут не место (2007), не задавался целью снять байопик. Совмещающие функции сценаристов и режиссеров братья использовали мемуары музыканта лишь в качестве отправной точки и придумали собственного персонажа.
В отличие от автора вдохновившей их книги, который выпустил за свою карьеру около 40 альбомов и исколесил с гастролями весь мир, герой картины представляет собой воплощение абсолютного неудачника. Будучи талантливым сочинителем и исполнителем, Дэвис совершенно не востребован слушателями и невезуч в личной жизни.
Коэны объясняют, что ставили перед собой две задачи. В первую очередь - снять картину об эпохе зарождения фолк-музыки, когда это лишенное лоска течение с акцентом на тихие песни об истинных чувствах и проблемах обычных людей еще не успело стать популярным. А во-вторых, рассказать историю человека, который при наличии таланта никак не может достичь успеха.
Оформив замысел в сценарий, братья-киношники столкнулись с трудно преодолимым препятствием. Дело в том, что найти исполнителя главной роли, чьи актерские и музыкальные данные выглядели бы одинаково убедительно, оказалось едва ли не чем-то из разряда фантастики.
“Это теперь кажется, что сценарий будто бы специально написан под Айзека, - отмечает Итан Коэн. - На самом же деле не представляю, что бы мы делали, если бы он вдруг не появился”.
Американец с гватемало-кубинскими корнями, Айзек признается, что начал грезить об участии в картине, как только впервые услышал об идее. К 33 годам в послужном списке этого актера не было ни одной большой роли, зато присутствовал внушительный опыт игры в рок-группе. Полученные в ходе концертной деятельности навыки пригодились на съемках Внутри Льюина Дэвиса: все песни на площадке он исполнял вживую и снимали это одним кадром.
Другой удачной для Коэнов находкой стала британская актриса Кэри Маллиган. Молодая звезда, получившая премию BAFTA за главную роль в фильме Воспитание чувств (2009) и сыгравшая в другой громкой премьере последних Канн, Великом Гэтсби База Лурмана, сыграла здесь роль бывшей девушки Дэвиса. По словам Маллиган, таких легких и приятных съемок в ее изобилующей громкими фильмами карьере прежде не случалось.
Ветер перемен
Получившаяся в результате картина пришлась по вкусу как самим создателям, так и критикам. Специалисты хвалят и актерское мастерство исполнителей главных ролей, и тонкий баланс, выдержанный между грустным и смешным, и отличную работу по воссозданию духа Нью-Йорка начала 1960-х.
Главная причина восторга для рецензентов - Айзек, который оказался не только талантливым певцом и гитаристом, сумевшим органично передать свойственную эпохе стилистику исполнения, но и первоклассным актером. По мнению большинства, американцу удалось воплотить на экране образ одаренного музыканта, чья неспособность устроить собственную жизнь вызывает в равной мере сочувствие и раздражение.
Эксперты отмечают, что, несмотря на вольное обращение с фактами и лишь частичное заимствование материала из книги очевидца происходившего полстолетия назад в Нью-Йорке ван Ронка, режиссеры сумели представить правдивую историю становления нового музыкального жанра.
“Пожалуй, эта фантазия о музыканте-неудачнике говорит нам больше правды, чем могли бы сказать факты”, - анализирует увиденное Дейв Калхаун из лондонского Time Out.
А композитор и музыкальный продюсер картины Ти-Боун Бернет объясняет еще одно ее достоинство, незамеченное рецензентами. По словам соавтора ленты, ее менее очевидная, но важная заслуга - в тех аналогиях между музыкальной индустрией начала 1960-х и начала 2010-х, которую она предлагает.
“Это фильм о времени, очень похожем на наше, когда старое уже умерло, а нечто новое еще не успело появиться”, - размышляет Бернет.
Фильм ставит насущный вопрос о роли музыканта в обществе, когда меняется сама экономическая модель существования музыки, уверен специалист, в чьем активе несколько премий Грэмми.
“Сегодня нам говорят о том, что исполнитель должен следовать за вкусом толпы вместо того, чтобы руководить им. Что ж, по-моему, исполнитель, следующий за толпой, не стоит выеденного яйца”, - резюмирует продюсер.