Тильда Суинтон: Чем старше становлюсь, тем меньше мне нужно
Ведьмы, ужасы, политика – все смешалось в картине «Суспирия», где Тильда Суинтон сыграла роль сурового директора танцевальной академии. «Теленеделя» побеседовала с актрисой о сильных женщинах, магии и актерском ремесле..
Танец не должен быть красивым
Какая роль отведена в этой картине вам?
Мою героиню мадам Бланк можно сравнить с гениальным архитектором, создающим и ломающим женские тела. Работая на пределе возможностей, она того же ожидает от других. С мнением людей мало считается, ее страсть – искусство. Во имя этого мадам Бланк заключила союз со сверхъестественными силами и теперь вынуждена расплачиваться.
Читайте також: Ольга Кияшко-Жуковцова: Надо объективно оценивать то, что видишь в зеркале
Откуда в мадам Бланк такой радикализм?
Тут следует учесть не только ее исключительный талант, но и дух времени. Речь в фильме идет о 1970-х годах. В Америке в тот момент заявили о себе феминистки. В Германии женщины все еще привязаны к дому и семье, но немецкая молодежь не желает больше расплачиваться за грехи предков и жить с постоянным чувством вины. Отсюда их желание противостоять идеологии родителей. Йозеф Геббельс, бывший министром пропаганды и культуры гитлеровской Германии, говорил: «Танец должен быть веселым, красивым, но только не философским». От женщин также ожидались веселье и красота. А мадам Бланк говорит своим ученицам прямо противоположное: «Мы должны сломать носы всем красивым вещам».
Трудно было работать над этим образом?
Я просмотрела много записей со знаменитыми танцовщицами, изучила их технику. С нами работали известные хореографы, большую часть съемочной труппы составили профессиональные балерины. Было интересно наблюдать, как виртуозно они передают эмоции с помощью движений. Свое вдохновение я также черпала в образах сильных женщин, личности которых определили нашу эпоху, как в реальности, так и на экране.
Обожаю просыпаться в своей постели
Правда, что съемочная труппа состояла исключительно из женщин?
Наш фильм о них – сложных, фантастических, могущественных, иногда демонических и злых. На съемках около четырех десятков женщин работали в атмосфере необычайной гармонии. Такое бывает, лишь когда мы оказываемся без мужчин: нам некого делить и отпадает необходимость соревноваться друг с другом.
Читайте також: Макс Барских: Я научился получать удовольствие от того, что делаю, и верить в лучшее
Вы верите в сверхъестественные силы?
Сложный вопрос. Я абсолютно не суеверна, но и магию не отрицаю. Наверное, сказывается то, что выросла в замке в Шотландии, где до сих пор хранятся мемуары моей семьи о духах, обитавших в фамильном поместье.
«Суспирия» – одна из немногих картин, где у вас длинные волосы. Однако в реальной жизни вы предпочитаете короткие стрижки, а на экране иногда играете мужчин и транссексуалов. Неужто вы противница женственности?
Что вы! Я просто ленива, и мне не очень интересно проводить много времени перед зеркалом. Когда у меня родились близнецы, я целый год проходила в пижаме. А видя на улице женщину с идеальными прической и макияжем, ведущую за руку ребенка, испытываю искреннее восхищение.
Это правда, что вы не любите покидать дом?
Обожаю просыпаться в своей постели. Когда заканчивается очередной проект, отправляюсь прямиком домой, надеваю пижаму и несколько дней просто валяюсь. Только после этого медленно возвращаюсь к жизни – начинаю следить за хозяйством, готовить запеканки и раскладывать пасьянсы. Я большая противница компьютера и телевизора, а больше ничем другим в замке заняться нельзя (смеется).
Предков деньги не интересовали
Какой была ваша шотландская семья? Как отнеслись родители к тому, что вы решили стать актрисой?
У меня по-настоящему древняя семья, ведущая родословную с IX века. Моих предков деньги никогда не интересовали. Из поколения в поколение они лишь пытались сохранить титулы и земли. Поэтому мой отец не придавал значения тому, будет ли моя профессия приносить большой доход и будет ли богат мой муж. Для родителей искусство всегда было связано либо с хобби, либо с меценатством – они понятия не имели об актерстве. Из семейных мемуаров известно, что одна из моих теток, жившая в викторианскую эпоху, охотно пела оперные арии. Правда, ее талант так и не вышел за пределы семейного круга. Но меня очень подбодрил этот факт: оказывается, я не первая в нашей семье, кто посвятил себя искусству.
Читайте також: Александр Скичко собрал команду «супергероев»
Почему стали актрисой?
Судьба человека часто зависит от того, кто попадается на его пути. Когда мне исполнилось 25 лет, я встретила Дерека Джармена. Он пригласил меня в свою картину «Караваджо». Дереку я обязана первым жизненным и актерским опытом, интересом к искусству, в частности – к кино. Хотя до сих пор не уверена, правильным ли было решение стать актрисой. Ведь в Кембридже я изучала литературу и политологию.
Складывается впечатление, что возрасту вы вообще не подвластны…
Мы все стареем, и этот процесс необратим. Но если не цепляться за прошлое и не жить будущим, возрастные изменения не слишком смущают. Мне повезло: у меня отсутствует материализм. Чем старше становлюсь, тем меньше нужно. Не люблю копить, покупать, жить воспоминаниями, листать семейные альбомы. При выборе роли меня интересует не гонорар, а команда, которая работает над проектом. Наверное, сложно в это поверить, ведь я часто снималась в высокобюджетных голливудских блокбастерах. Однако эти фильмы для меня лишь приятное времяпрепровождение. Жаль только, что многие зрители именно по ним судят о моем творчестве.