Ореховый Спас-2016: история и традиции
29 августа православные христиане и греко-католики празднуют перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. В народе этот день называют Третьим, Ореховым Спасом. Этот праздник завершает двухнедельный Успенский пост.
Читайте також: Ивана Купала-2017: история, обряды и традиции праздника
Третий Спас, который идет после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа), называют Ореховым, потому что считалось, что именно в этот день в лесу поспевали лесные орехи, и люди начинали их собирать. В этот день также традиционно выпекали хлеб нового урожая.
Третий Спас также называют Спас на полотне. Основа праздника лежит на легенде об правителе города Эдессы в Месопотамии, Авгаре, который болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему не удавалось.
Читайте також: День независимости Украины: история и традиции
И тогда Иисус попросил подать ему полотенце, умылся и отер им лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенного живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства. Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять веков византийский император Михаил III смог его выкупить.
29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднования.
Читайте також: ТОП-5 главных символов на наших вышиванках
В 1204 году Нерукотворный образ похитили из Константинополя во время одного из крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной. Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.
Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.