Последний звонок Энди Уорхола
В культовом фильме Оливера Стоуна «Двери», повествующем о жизни и творчестве рок-бунтаря Джима Моррисона, есть сцена вечеринки в нью-йоркском клубе, где героя знакомят с королем тамошней богемы, художником Энди Уорхолом.
Во время встречи он дарит Моррисону золотой телефон, по которому будто бы можно поговорить с Богом. Сам Уорхол якобы не решается на это:
«Я не знаю, что Ему сказать», скромно признается он. После вечеринки Моррисон, разумеется, выбрасывает телефон, а через некоторое время умирает от банального передоза.
В числе всемирно известных концептуальных работ культового автора «Суп Кэмпбелл», «Красный Ленин», «Серп и молот», портреты знаменитостей – Мэрилин Монро и Мао Цзедуна. Впрочем, в историю современного искусства Уорхол вошел не только основателем поп-арта, но и как пионер новой философии, лидер поколения, исповедующего абсолютную свободу и полный игнор культурных штампов и стереотипов.
И пережив Моррисона на каких-то полтора десятка лет, закончив жизненный путь в 1987 году признанным мэтром современного искусства, нашел ли Уорхол, что сказать на небесах в свое оправдание?
С именем своего первейшего конкурента, Сальвадора Дали, у самого Уорхола в области художественных мистификаций было связано немало афер и скандалов – политических, сексуальных, коммерческих. Его популярность в мире искусства можно сравнить только с популярностью Пабло Пикассо. И если еще при жизни цена Уорхола за обычный портрет составляла 25 тысяч баксов, то сегодня счет идет уже на миллионы.
Кроме эксцентрики в художественной поп-сфере, Уорхол написал и наговорил достаточно такого, что долго изумляло, возмущало и шокировало мир.
«Я не стал бы ее останавливать, - размышлял он по поводу самоубийства Мэрилин Монро. - По-моему, каждый имеет право делать все, что захочет».
В очередной раз продемонстрировав идею хваленого американского индивидуализма («твоя жизнь – твой бизнес»), художник, конечно же, имел в виду, что Мэрилин, дескать, посчастливилось умереть вовремя, оставшись для армии поклонников вечно молодой и желанной. По его мнению, она избежала участи десятка звезд, чья долгая жизнь и «неэстетичная» старость перечеркнула успех их яркой молодости (как это случилось, например, с Элизабет Тейлор). К слову, такой же путь избрали в свое время Джимми Хендрикс, Дженнис Джоплин, Курт Кобейн и другие культовые персонажи американской поп-культуры.
Кстати, у самого Уорхола был чудесный шанс войти в упомянутый пантеон сгоревших звезд – после неудавшегося покушения на него в 1968 году, которое случилось за два дня до убийства сенатора Роберта Кеннеди (брата убитого в 1963-м президента Джона Кеннеди). Тогда в художника стреляла некая Валери Соланс, основатель и единственный член террористической организации «Общество по уничтожению мужчин». Умер же художник совсем нелепо – скончался в больнице из-за аллергии на лекарства...
На протяжении всей жизни Энди Уорхол сознательно культивировал бесчисленные версии о своем происхождении: в специализированной литературе его называли бельгийцем, поляком, венгром, чехом, русским.
И после долгих споров между Прагой, Братиславой и Пряшевым, каждый из которых претендовал на право называться «родиной художника», Музей современного искусства Уорхолов был открыт в 1981 году в словацком городке Меджилаборцы, откуда вышла инициатива его создания.
Тогда же была основана и премия Энди Уорхола, которой ежегодно награждаются лучшие работы авангардного искусства. Про золотой телефон в качестве награды, понятно, никто и не вспоминает.