Фильму «Крестный отец» исполняется 45 лет
Весной 1972 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Лента стала образцом не только для режиссеров гангстерского кино, но и для настоящих гангстеров — одеваться, разговаривать и решать дела они начали так, как герои легендарного фильма. Все, что нужно знать о «Крестном отце», — в нашей рубрике.
А
Апельсины. Фанаты картины знают: если они появились на экране, значит, кто-то из персонажей в ближайшее время умрет. Но авторы считают, что это все из разряда мифов. Апельсины так часто мелькали в кадре, потому что они киногеничны и к тому же являются символом Сицилии, откуда родом клан Корлеоне.
Но первая версия кажется ближе к истине, тем более что даже дон Вито, умирая, ест апельсиновые дольки. Эта сцена была импровизацией самого Брандо, и, говорят, выглядело все так натурально и жутко, что актеры, присутствовавшие при этом, перепугались.
Б
Брандо. Самая проблемная звезда «Крестного отца» — великий и невыносимый Марлон Брандо. Марио Пьюзо работал над своим романом, держа образ Брандо в голове, и когда зашла речь об экранизации, послал ему письмо:
«Я тут написал одну книжку, и вы единственный, кто способен сыграть главную роль с должными силой и иронией».
Однако студия не пришла от этого претендента в восторг: Брандо славился своими капризами и непредсказуемостью. Боссы Paramount лоббировали кандидатуры Лоуренса Оливье и Берта Ланкастера, но режиссер был солидарен с Марио Пьюзо. Тогда продюсеры постановили: если Коппола так уж хочет его снимать, пусть Марлон сделает нормальные актерские пробы в гриме и откажется от гонорара — ничего, заработает на процентах с прибыли. Проб тот не делал уже лет двадцать — он был слишком большой звездой для этого.
О гонораре Коппола не смел даже заикаться, прекрасно понимая, что ему, начинающему режиссеру, никогда не уговорить капризного мэтра на такие условия. И он пошел на хитрость: заявился к знаменитости домой с любительской камерой, рассказал, что приступает к съемкам «Крестного отца» и хотел бы, чтобы тот сыграл Вито Корлеоне. Если ему это интересно, не откажется ли он примерить на себя образ — прямо здесь, прямо сейчас. «Да без проблем», — услышал в ответ Коппола.
В
Вито. Своего Вито Брандо создал за считанные минуты из подручных средств: вывернул наизнанку домашнее кимоно, с помощью бриолина зализал назад волосы, запихал за щеки куски ваты — потому что дон Корлеоне, по его мнению, должен выглядеть, как бульдог. Голос он тоже изменил, скопировав реального мафиози Фрэнка Костелло (по телевизору как раз передавали судебные слушания по его делу). Когда Коппола показал студии эти «пробы», продюсеры были поражены: актер в образе был неузнаваем. Они согласились его снимать и даже отказались от второго условия — Брандо получил свой стандартный гонорар.
Г
Голова. Отрубленная голова лошади, которую по приказу Корлеоне подкинули в постель несговорчивому главе киностудии, была самой настоящей. Втайне от всех Коппола договорился с фабрикой по производству собачьего корма. Показав фотографию жеребца, который должен быть «обезглавлен», он сказал: «Увидите кого-то похожего — позвоните мне». В назначенный день на площадку доставили лошадиную голову в коробке с сухим льдом: вместо пластикового муляжа Коппола незаметно подбросил ее в кровать, перед тем как актер Джон Марли в нее лег. Так что крик ужаса был абсолютно естественным.
Д
Драка. В сцене драки Сонни Корлеоне и Карло Рицци актеры сцепились по-настоящему: Джеймс Каан (Сонни) сломал два ребра и переносицу Джанни Руссо. Говорят, как и в фильме, они друг друга не выносили.
З
Звезды. С самого начала «Крестный отец» был крайне амбициозным проектом, поэтому сыграть главных и второстепенных персонажей готовы было множество звезд. Например, на роль Майкла Корлеоне пробовались Уоррен Битти, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро и Роберт Редфорд.
К
Канноли. «Оставь пистолет. Захвати канноли» — одна из самых цитируемых фраз «Крестного отца» была чистой импровизацией актера Ричарда Кастеллано. В более ранней сцене его герой, Питер Клеменца, собирается на криминальные разборки, а его жена напоминает: «Не забудь о канноли». Сладкий десерт, который мафиозному авторитету нужно непременно купить, очень популярен на Сицилии до сих пор: это трубочки с мягким сыром рикотта.
М
Мафия. Это слово не произносится в кадре ни разу. По словам Копполы, к нему приходили «представители» Лиги гражданских прав итало-американцев (организация, основанная главой преступного синдиката Нью-Йорка Джозефом Коломбо) и «настоятельно просили» убрать из картины слово «мафия» как оскорбляющий и вводящий в заблуждение стереотип.
Правда, доступ к съемкам гангстеры все же имели. Некий Джанни Руссо сыграл роль Карло Рицци — он сам записал свои пробы, лично отнес их продюсеру и чуть не избил Марлона Брандо, когда тот усомнился в его актерском таланте.
О
Оскар. Первый «Крестный отец» получил 3 «Оскара» из 11 заявленных номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший адаптированный сценарий». Многие знают, что Марлон Брандо отказался от награды, отправив вместо себя индианку, сказав, что таким образом протестует против угнетения коренного населения, — он вообще любил протестовать. Менее известен тот факт, что номинированный на «Оскар» Аль Пачино (Майкл Корлеоне) демонстративно проигнорировал церемонию: он счел оскорблением, что его роль посчитали второстепенной, хотя она была в два раза больше роли Брандо!
П
Пачино. «Никто не хотел, чтобы я играл Майкла Корлеоне. Кроме Копполы», — рассказывал позже Аль Пачино. Режиссер увидел начинающего актера в бродвейском спектакле и решил, что нашел нужного ему героя. Продюсеры боялись брать никому не известного парня, но Коппола умел настоять на своем. После «Крестного отца» Пачино стал звездой: его номинировали на «Оскар», и его гонорар вырос в десятки раз (за роль Майкла он получил $35 тыс.). Дайана Китон позже говорила, что если бы ее попросили одним словом описать, что лучшее было в «Крестном отце», она сказала бы: «Аль. Во всех трех частях — Аль».
Р
Реплики. Марлон Брандо отказался заучивать свою роль — для него писали записки-подсказки с репликами и клеили повсюду, где только можно: на лампы, на обои, даже на спины других актеров. Многие считали, что Брандо не хочет запоминать свой текст из-за лени и звездной болезни, но это не так: он был уверен, что зубрежка мешает импровизации.
С
Семья. Чтобы актерам было легче вжиться в роль, Коппола устраивал семейные ужины, на которых все они должны были находиться в образе своего персонажа. Вообще, семейственность на площадке процветала: в работе над сагой о клане Корлеоне поучаствовал почти весь клан Копполы. Сестра режиссера, Талия Шайр, получила роль Конни Корлеоне, отец помогал писать музыку, двум сыновьям и любимой дочери Софии достались небольшие роли. Кстати, София Коппола снималась во всех трех частях «Крестного отца». В первом фильме, совсем крошкой, во время сцены крещения она «изображала» новорожденного мальчика. А в третьем, уже 19-летняя, играла роль дочери Майкла Корлеоне.
Т
Темнота. Оператор Гордон Уиллис получил прозвище Князь Тьмы, потому что большая часть фильма снята в полумраке — особенно сложно разглядеть лицо дона Корлеоне. Уиллис говорил, что выбрал такую манеру съемки по двум причинам: во-первых, у Марлона Брандо был очень тяжелый, неестественный грим, а во-вторых, полумрак символизирует теневую сторону мафии.
Ф
Фрэнсис Форд Коппола. Прежде чем остановить свой выбор на Копполе, продюсеры предлагали снять фильм дюжине известных режиссеров — Элиа Казану, Артуру Пенну, Серджио Леоне… Все один за другим отказывались, не желая рисковать: «Крестный отец» должен был вытащить студию Paramount из долговой ямы. Копполу, по его словам, взяли по двум причинам.
Во-первых, молодой и мало кому известный, Фрэнсис не потребует больших затрат. Во-вторых, он был итальянцем, а значит, фильм должны принять его соотечественники. Но Коппола оказался таким же строптивым, как Марлон Брандо. Его несколько раз хотели уволить за превышение бюджета, который «распух» с $2,5 млн до $6 млн. Самой дорогой ($100 тыс.) стала сцена убийства Сонни Корлеоне. Немыслимые деньги в то время! Но за режиссера вступился Марлон Брандо. «Если уйдет Коппола, я уйду вместе с ним», — заявил он в разгар съемок.
Я
«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», — вторая по популярности киноцитата в истории. Первая — «Если честно, моя дорогая, мне наплевать» («Унесенные ветром»).