За кулисами «Аббатства Даунтон»: как создавали знаменитый сериал
С 13 сентября в 14:00 на телеканале «Интер» стартует один из самых ожидаемых сериалов осени – британская историческая драма «Аббатство Даунтон». Ее любят все – от обычных зрителей до членов британской монаршей семьи. И это не удивительно, ведь создатели картины вложили не только силы, но и кругленькую сумму на создание аутентичного многосерийного фильма. Предлагаем познакомиться с краткой историей создания «Аббатства Даунтон».
По сюжету действия в «Аббатстве Даунтон» развиваются в начале ХХ века, которые выдались для Англии достаточно сложными. «Мы хотели показать жизнь семьи Кроули на полпути между старой и новой эрами», – вспоминает сценарист Джулиан Феллоуз.
На написание истории семьи Кроули Феллоуза вдохновила книга «Выйти замуж за английского лорда». В ней шлось об американских девушках, которые приехали в Англию в конце девятнадцатого века, связав себя узами брака с английскими аристократами. «Мне пришло в голову, что начало должно было быть замечательным для этих девочек, но что произошло с ними 25 лет спустя, когда они мерзли в больших домах где-нибудь в графстве Чешир, после привычного Лонг-Айленда? – говорит сценарист. – Это было то, с чего все началось, с идеи: женщина воспитывает своих детей в другой культуре».
Для героев своей истории он придумал и выписал интересные и неоднозначные характеры. По словам сценариста, некоторые из них были вдохновлены реальными людьми. Например, черты вдовствующей графини Грэнтэм сценарист «одолжил» у своей тетушки Айси. Но есть в сценарии и подлинная история – смерть гражданина Памука. «Ее я действительно слышал, – говорит Феллоуз. – Мне рассказали о внезапной смерти человека, приехавшего в чужое имение на охоту. Его тело было перенесено женщиной из своей спальни в другое место, чтобы предотвратить скандал. Это случилось в викторианскую эпоху».В такой же неловкой ситуации окажется героиня актрисы Мишель Докери – Мэри Кроули.
Большинство сцен снимали в Замке Хайклер, расположенный в графстве Хэмшир, Англия. «Мы посетили, наверно, сотню домов в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии, и, представьте себе, Хайклер был первым домом, который мы смотрели», – вспоминает художник-постановщик Донал Вудс. Он стремился отойти от георгианского стиля, который уже приелся из-за бесконечных экранизациях Джейн Остин.
Нынешняя хозяйка дома – леди Фиона Карнарвон – к затее о съемках отнеслась скептически. Фэллоузу стояло больших усилий уговорить ее на это. Во время съемок Карнарвон не находила себе места, беспокоясь о сохранности мебели, дверей и вещей. Она даже запретила приносить в дом еду и напитки, чтобы не собирать потом их остатки по всему дому после съемочной команды и актеров.
Что касается комнат прислуги, они были воссозданы «Ealing Studios» в Лондоне, потому как в Хайклере эти помещения модернизированы. Также на студии построили женские будуары. «Все спальни – это одна и та же спальня, – говорит Донал Вудс, художник-постановщик сериала «Аббатство Даунтон». – Мы просто все время их меняем для Коры, Роуз или леди Мэри».
Одежда героев действительно с той эпохи, которую зритель видит на экране. Часть реквизита одалживали на разных киностудиях и даже в музеях истории костюма. Отдельные предметы одежды настолько нежные, что не поддаются чистке. «От нас плохо пахнет, потому что наши костюмы не стирают, – рассказывала в одном из интервью Софи МакШера, исполнительница роли Дэйзи. – На одежде такие странные накладки для подмышек – только эти накладки и стирают отдельно от костюмов».
Еда в кадре – также не бутафория. В каждой серии зрители наблюдают за суетой миссис Патмор, Дейзи и команды поваров на кухне. Затем мистер Карсон и лакеи доставляют вкуснейшие на вид блюда на верхний этаж господам и те позже наслаждаются приемом пищи. Стараясь воссоздать атмосферу того времени, было принято решение, что еда в кадре также будет настоящей. «Джулиан Феллоуз часто пишет в сценарии про еду, и всегда точно, – рассказывает фуд-стилист Лиза Хиткоут. – Но есть многое, о чем не написано и то, что мы должны приготовить соответственно сезону, продумать, что едят наверху, что внизу, и решить, как все это будет выглядеть». В одной из сцен по сценарию лакей должен был уронить омара на колени вдовствующей графини Грэтнэм. «Конечно, костюмерный цех очень волновался, потому что они не хотели, чтобы жирный омар упал на шелковый костюм, – вспоминает Лиза. – Пришлось смешать поддельные креветки с настоящими креветками и омарами, и разложить их на блюде, украсив петрушкой, после чего бутафорский омар спокойно падал на колени без какого бы то ни было ущерба для шелкового платья!»
Для сериала было разработано более сорока украшений. Дизайнер украшений с энциклопедическими познаниями в области истории ювелирного дела Эндрю Принс предоставил для «Аббатства Даунтон» более 200 готовых украшений из своих коллекций и еще 40 предметов были разработаны им специально для сериала. «Я делал украшения не под костюмы, а под личность и возраст персонажа» – говорит Эндрю. Он попросил описание персонажей и только потом приступил к работе. По завершении съемок, Эндрю оставил себе часть украшений. Остальное было продано на благотворительных аукционах, а кое-что даже попало в музей Виктории и Альберта.
Смотрите сериал «Аббатство Даунтон» с 13 октября в 14:00 в выходные и по будням в 10:25 на телеканале «Интер».