Гамлет без Оскара. Звездные образы Леонардо Ди Каприо сквозь призму соционики
2016 г., 26 лютого, 11:24
{{count}}
Очень важно оказаться в правильном месте в правильное время...
Леонардо Ди Каприо
Леонардо Ди Каприо
Яркий и талантливый, неуловимо изменчивый, глубокий, скрытный и болтливый, вдохновленный и неотразимо обаятельный… При этом целеустремленный и умный, находчивый и честный, аферист, везунчик и баловень судьбы - все эти слова приходят в голову, когда звучит имя Леонардо Ди Каприо.
Противоречия тут нет. Образ человека тесно переплетается с его актерскими работами, создавая неповторимый букет индивидуальности таланта. Таланта человека с соционическим типом Гамлет – этико-интуитивный экстраверт.
Ему не надо прилагать много усилий, чтобы удивлять и быть в центре внимания. В мировом масштабе. Соционический тип, харизма и актерский дар вот уже много лет верно служат Лео, вознося его на пик актерского Олимпа. И даже неполученные Оскары за прежние работы Ди Каприо делают его в в 2016-м центром основной интриги церемонии награждения.
Гамлет? Какие основания? Этика эмоций в сочетании с интуицией времени (блок ЭГО этико-интуитивных экстравертов) зачастую делает Гамлетов отличными актерами. Актерами, которым удаются любые роли, а искусство перевоплощения для них не работа – а сама жизнь. «Я могу полностью погрузиться в образ и постараться отдаться его инстинктам», - говорит актер.
Еще с детства этика эмоций была буквально «написана» на лице Лео. А творческая интуиция времени проявилась с неожиданной стороны - в школе Леонардо в совершенстве овладел искусством списывания: «В школе я очень много списывал. По-моему, это уникальное искусство. Нужно всё время следить за учителем и ловить момент, когда он не смотрит на тебя. Помню я прятался за спинами других учеников и списывал у сидящих рядом ребят, которые отлично соображали и при этом хорошо ко мне относились».
Вообще, неравнодушным к искусству Ди Каприо был еще до своего рождения, о чем известил свою маму, впервые пошевелившись у нее внутри перед картиной Леонардо да Винчи в галерее. И был назван в честь великого итальянца. Тем более, что был повод - отец будущего Лео тоже принадлежал к этой нации.
Леонардо всегда был тем парнем, который любит быть в центре внимания. Устраивать маленькие представления ему нравилось всегда, а чувство, что ты интересен окружающим, приносило положительные эмоции. Эмоции – главная функция психики соционического Гамлета, и все действия были направлены на получение эмоций.
В унисон внутренним установкам звучали советы и наставления отца - не быть застенчивым и не стесняться. Ди Каприо вспоминает: «…я и не стеснялся особенно. Мне нравилось передразнивать людей: учителей, одноклассников, просто прохожих…» Иногда зрителями были плюшевые игрушки, рассаженные полукругом, но это не мешало разыгрывать целые спектакли с ролями на разные голоса и танцами. Поэтому путь в актерскую профессию начался в детстве, а путешествие в Голливуд для Леонардо всегда было веселым приключением, а не реалити-шоу «на выживание». Элемент игры всегда присутствует в жизни Гамлета.
Экстраверт (а Гамлеты – экстраверты, помните?) Ди Каприо в свои 16 был активным и амбициозным, и добивался задуманного, не считая сил, энергии и времени. С возрастом его творческая интуиция времени стала более «осознанной»: сам актер признается: «Сейчас я также не намерен останавливаться и… начинаю искать следующий проект, которому посвящу свое время. Но теперь я воспринимаю время немного иначе: я научился его ценить...». Восприятие времени как ценности открывает в нем сильную функцию интровертной интуиции. И, как результат, роли, за которые он берется, оказываются успешными.
Фильмы с участием Ди Каприо по праву могут украсить самую лучшую фильмотеку, многие из них можно пересматривать неоднократно. Что заставляет нас возвращаться снова и снова к интересным героям? И что, собственно, делает этих героев интересными? Бесконечная смена масок (в своей первой большой роли – умственно отсталого мальчика в киноленте «Что гложет Гилберта Грейпа» он был столь убедителен, что многие думали, что и в реальной жизни Леонардо страдает психическим расстройством), огромный талант и драматические эмоции актера завораживают нас снова и снова. Живость и реальность образов, создаваемых Ди Каприо на экране, неизменна от фильма к фильму.
А какие они, персонажи Леонардо? На первый взгляд, очень разные. И в то же время - очень похожие.
Например, Малыш из вестерна Быстрый и мертвый (1995) - молод и дерзок, старается казаться надменным, однако это лишь маска, за которой скрывается добрая душа. Участие в турнире лучших стрелков для него - попытка доказать своему деспотичному отцу, что он что-то из себя представляет и тот может им гордиться. Упорство это в конце концов и приводит к его гибели.
Или Джим Кэррол из Дневника баскетболиста (1995). Джим - творческая натура, он пишет стихи, играет в баскетбол, он – звезда школьной команды, одной из лучших в Нью-Йорке. На дворе - 60-е и он хочет жить полной жизнью и узнавать что-то новое, ему нужны приключения и адреналин.
Новые ощущения он находит в опасных проделках – прыжках в воду (с канализационными стоками) с обрыва, а позднее – наркотикам, сексу и криминалу (все это по-прежнему про молодого парня, который впервые попробовал героин в 13 лет). Дойдя почти до точки невозврата, он находит силы остановиться и перебороть пагубную зависимость – в тюремной клинике.
Сделавший Леонардо ДиКаприо всемирно известным Джек Доусон из Титаника (1997) - молодой человек авантюрного склада, готовый рискнуть и хитрить, чтобы добиться успеха. Бедный художник, он выигрывает в карты билеты 3-го класса на «Титаник», получив, как ему кажется, билет в лучшую жизнь. Ради этого шанса Джек готов на многое, но в итоге жертвует собой ради любимой девушки Роуз.
Эти и многие другие герои ДиКаприо, при всей своей непохожести, удивительно похожи. Это люди, которые живут мечтой или идеей. И активно действуют для ее достижения.
Им характерны взлеты и падения, они постоянно находят «вход» в сложные жизненные ситуации, оказываются перед непростым выбором – и всегда находят выход. Находят силы, чтобы подняться и идти дальше. Начинать с нуля. Или умереть непобежденным, с мечтой в сердце. Эти персонажи носители соционического типа Джек Лондон – логико-интуитивного экстраверта.
Сочетание деловой логики и интуиции времени у персонажей ДиКаприо варьируется от поиска приключений Ричардом Пляж (2000) до хитроумных афер Фрэнка Эбигнейла-Младшего Поймай меня, если сможешь (2002).
С точки зрения соционики это вполне закономерно. И у Гамлета, и у Джека Лондона одинаковые творческие функции – интуиция времени. Инструменты реализации программной функции и у актера, и у героя совпадают – это создает достоверность образов и подсказывает верные актерские решения. А деловая логика – это ролевая функция в структуре психики Гамлета. Как вы понимаете, функция называется ролевой именно потому, что человек по этой функции всегда играет роль. А если за это еще и платят… Получаются удивительные по своей правдивости и силе актерские работы.
Помните Говарда Хьюза из Авиатора (2004) Мартина Скорсезе? Ди Каприо сыграл одного из самых известных и таинственных людей 20-го века – Говард Хьюз был ученым, киномагнатом и плейбоем. Он был успешен во всех сферах, за которые брался (деловая логика + интуиция времени). Правда, каждый раз ему был нужен новый вызов, как и новая звездная любовница (слабая этика отношений, постоянное чувство неуверенности и необходимость в доказательствах своей состоятельности). Тем не менее, при всей своей звездности – был очень одинок и никого в свой мир не впускал.
А Джей Гэтсби из мюзикла База Лурмана Великий Гетсби (2013). Человек, поднявшийся из самых низов к невероятным вершинам, однако для него это было лишь средство, чтобы найти любовь всей жизни. Целеустремленный, упрямый, обаятельный и умеющий улыбаться так, как никто другой. Пожертвовал всем ради любви. Любви – не особо реальной, а, скорее - созданному им самим образу. Погоня за мечтой и вера, что все можно вернуть и сделать «как было», обернулись трагедией.
Безусловно, Гэтсби - логико-интуитивный экстраверт. Как логик (базовая функция – деловая логика) герой говорит о том, что любовь ворвалась в его жизнь и он понял, что она помешает его работе. И впечатление произвести на девушку он пытается как логик: роскошью и статусом, имиджем, деньгами. Да, Дэйзи все это нравится, но будь Гэтсби этиком, он бы задевал более тонкие струны, а его ухаживания не были бы такими «материально-алгоритмическими».
Творческая функция Гэтсби четко видна в его «работе со временем». Работа творческой белой интуиции вселяет в героя уверенность в любви девушки, которая по жизни похожа на лиану - нашла опору и оплетает ее. А он считает, что она не готова – и дает ей время.
Образ Гэтсби особенно притягателен тем, что при мозге дельца герой остается авантюристом и романтиком. Он всю свою жизнь стремится к мечте. А его мечта – это любовь. Слабая сенсорика Гэтсби (у соционического типа логико-интуитивный экстраверт работа по сенсорике зачастую минимальна и слабо заметна) не позволяет ему силой и напором завоевывать, он вежлив и предупредителен, и весь фильм спрашивает и ждет…
Талантливая игра Леонардо позволила добиться очень точного попадания в образ — роль как будто создана именно Ди Каприо. Характер целеустремленного человека, следующего за мечтой и свято верящего в то, что все можно вернуть и стать, наконец, счастливым, прекрасно передан актером.
В этом персонаже словно аккумулировались все уже сыгранные амплуа актера: авантюризм, и таинственность, романтичность и ироничность, цинизм и драма.
Эволюция человека под влиянием обстоятельств, развернутая на фоне масштабных исторических обстоятельств, погружает нас в ситуацию непростого выбора и внутренней боли героя. Примечательно, что герой ДиКаприо практически не говорит. Он стонет, рычит, пытается произносить слова, но все равно большую часть времени проводит в молчании. Игра без слов – глазами, эмоциями, жестами, звуками. Безусловно заслуживает награды.
Проект Выживший - для Ди Каприо очередная, уже шестая по счету, номинация на Оскар, которая предстоит актеру в этом году.
Поклонники Леонардо ДиКаприо желают ему удачи и награды, но согласитесь, его роли говорят сами за себя и не нуждаются в наградах.
Такой он, Гамлет-Леонардо, талантливый актер и незаурядная личность. Со своими «фишками» неповторимой индивидуальности:
Активная жизненная позиция актера (свойственная, кстати, всем этико-интуитивным экстравертам - Гамлет не равнодушен к тому, что происходит вокруг. Его волнует всё, что разрушает мир – война, потоп, катастрофы, экология) сделала его борцом за экологию.
По мнению Ди Каприо, в отношениях нужно просто быть собой — это главное.
Однажды хороший совет актеру дал Клинт Иствуд. Он сказал: «Ты будешь любить многих женщин, но важно, чтобы они тебе еще и нравились». И по сей день по мнению Ди Каприо самое важное в отношениях - не стараться быть кем-то другим и не сравнивать себя ни с кем. Если два человека друг другу нравятся, то это всегда что-то естественное, и повлиять на взаимную привязанность никакими способами нельзя.
Он любит принимать гостей, любит, когда к нему приходят друзья.
Об экстремальных ситуациях в жизни... Что ж, таких было предостаточно… Прыжки с парашютом, погружения с аквалангом, скайдайвинг…
Наибольшее удовольствие доставляет командная работа, проходящая вне камеры.
«…В моей жизни тишина очень важна. Я считаю, что сколько-то значимые мысли и идеи приходят к нам именно в тишине. Я не занимаюсь медитациями или другими духовными практиками, но точно знаю, что настроиться на нужный лад я могу только в беззвучном пространстве. А мой любимый звук... Интересный вопрос. Наверное, все-таки это шум леса».
«…Я бы хотел, чтобы после моей смерти меня вспоминали как хорошего человека, который сделал все, что смог. Как говорит мой отец, самое главное - прожить интересную жизнь и каждый день быть благодарным за то, что, проснувшись, ты можешь надеть штаны. Признаюсь, мне еще далеко до такого философского восприятия жизни, но я к нему стремлюсь. Я очень горжусь теми людьми, которые присутствуют в моей жизни. Они - мое главное достижение...»
фото - кадры из фильмов, Instagram