Однажды в сказке

Чтобы лучше понимать детей, нужно учить их язык – язык сказок. Психолог Роксана Ящук объясняет, как с помощью сказочных героев можно победить детские страхи и комплексы и стать своему ребенку другом.

21-22 мая в Киеве пройдет День украинского супергероя – большое бесплатное событие для детей и их родителей. В программе есть все: от историй Покатигорошка, Ивана-Ветра, Чабанца и других сказочных супергероев до кукольного театра, мультзала и мастер-классов по боевому гопаку. А еще лекции, среди которых особенно интересна сказкотерапия от психолога.

- День украинского супергероя – это мир сказок, куда мы приглашаем не только детей, но и их родителей, – говорит организатор события Наталья Кравец. – Мы расскажем малышам, чем украинские богатыри лучше и интереснее иностранных бэтменов и суперменов, а их мамам и папам – как через игру, через сказкотерапию,научить ребенка самым важным вещам.


Читайте також: Игры с детьми: 3 правила успешных родителей


- Сказкотерапия – одно из динамично развивающихся направлений современной психологии. Это универсальная техника, но со своей спецификой для разных возрастов, – объясняет практикующий психолог и сказкотерапевт Роксана Ящук. – Если мы говорим о детях дошкольного возраста – это будет одна система, если подростки – другая. Все из-за разного восприятия, ведь дети 5-7 лет еще живут в фантазиях и иллюзиях.

Не бойся темноты

По словам психолога, до 7 лет ребенок искренне верит в то, что придумывает. Родители часто обвиняют детей в том, что те врут, но в этом возрасте малыши просто не различают, где реальность, а где фантазия. Только после 7 лет ребенок начинает понимать, что сказочный герой – это сказочный герой, а реальная жизнь - это реальная жизнь.

- Техника сказкотерапии очень полезна для семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, например, на грани развода, - говорит Роксана. - Какие бы неприятности ни происходили с родителями, ребенок часто испытывает из-за этого страх. Страх по отношению к себе: что его оставят, что ему будет плохо. Когда родители разводятся, он не понимает, что причиной тому -- отношения между взрослыми: ему кажется, что уходят от него, потому что он плохой или что-то сделал не так.

Что в такой ситуации может сделать сказкотерапевт? Конечно же, составить с ребенком сказку – такую, чтобы ее сюжет прорабатывал его проблему.

- Суть такой терапии – перевести страх в позитив: посмотреть на него с другой стороны, --объясняет РоксанаЯщук. -- Многие дети боятся темноты. Один ребенок описывал ее как какую-то черную тень. Во время сказкотерапии мы стали придумывать историю, где эта темнота была бы быть героем. Так тень превратилась в мальчика, который по ночам  стучится в окна, потому что хочет дружить и играть. А Темнота – это его мама, которая за ним присматривает, а заодно приходит для того, чтобы люди могли отдохнуть, чтобы им снились красивые,светлые, сказочные сны.



Пишем жизнь

Как утверждают психологи, к работе с детскими страхами очень важно привлекать родителей. Чтобы взрослые, которым малыш доверят, подтверждали: его  страх нереальный.  Если речь идет о невинной боязни темноты, можно зайти с ребенком в темную комнату, включить свет, посветить фонариком под кровать --сделать все, чтобы произошло разделение фантазии и реального мира.

В случае развода одним фонариком проблему не решишь, но и здесь для комплексной проработки темы очень важно, чтобы родители ясно показали ребенку: его страх быть брошенным иллюзорен.


Читайте також: Недоношенные дети. ТОП-5 уникальных случаев


- Для проработки такой темы лучше самим написать специальную терапевтическую сказку под конкретную ситуацию, -объясняет Роксана. --Для начала нужно выяснить у ребенка, кто его любимый сказочный герой. Особенно если мы говорим о раннем подростковом периоде – 10-12 лет. И попросить о нем рассказать: какие у него плюсы, какие минусы, чем хочет на него быть похожим. Когда он все это рассказывает, описывает себя. Затем можно предложить пофантазировать на тему родителей этого сказочного героя – какие они. И дальше развивать сюжет, разбираясь, виноват ли ребенок - сказочный герой в том, что произошло с мамой и папой.

Зачем это нужно? Все просто:  таким образом можно подвести ребенка к мысли о том, что сказочный персонаж не виноват в ситуации, а значит и он не может быть виноват в том, что родители разводятся.

- Так активируется критическое мышление. Если не учить ребенка анализировать, он очень много фантазирует, а в дальнейшем может легко последовать за толпой: все идут – и я иду. Научив его думать, мы добьемся того, что каждую ситуацию в своей жизни он будет рассматривать с разных сторон и сам сделает выводы, -- резюмирует Ящук.

Шесть шагов к сказке

Сюжет терапевтической сказки должен разворачиваться в определенной последовательности.

1. Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3--4 лет рекомендуют выбирать в качестве главных героев игрушки, маленьких человечков и животных. С 5 лет – фей, магов, принцесс, принцев, солдат и прочих, так как ребенку уже начинают нравиться волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки с участием героев фильмов и сериалов.
2. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какими-то проблемами, конфликтом, которые совпадают с проблемой ребенка.
3. Из-за этого… На примере персонажей надо показать, как разрешить ситуацию.
4. Кульминация. Герои справляются с трудностями.
5. Развязка. Обязательно должна быть позитивной.
6. Мораль сказки. Герои извлекают уроки из своих действий, и их жизнь меняется в лучшую сторону.

Хмара тегів


Матеріали на тему