"Голубой огонек": история жизни

Как рождалась, жила и во что превратилась самая популярная новогодняя передача на советском (а затем и постсоветском) телевидении – "Голубой огонек".

В отличие от 60-х, когда телевидение было вещью новой даже для самих его создателей, в 70-е годы в развлекательных программах места никаким экспериментам уже не находилось. Технология была отработана, сценарий строжайше утвержден, причем сразу в пяти инстанциях, включая сам ЦК компартии.

Брежнев - автор "Огонька"

На Центральном телевидении для производства "Огоньков" была создана специальная редакция, а передача выходила в эфир 4 раза в год: к 8 Марта, 9 Мая, 7 ноября и Новому году. Последний "Огонек" считался самым важным. Он и итоги года подводил, и длился на порядок дольше – ведь в его распоряжении была вся новогодняя ночь.

На 1970 год пришлась "революция" на советском телевидении – с должности председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию был снят либерал Николай Месяцев и назначен реакционер Сергей Лапин. "Новую метлу" на себе сразу же почувствовали все телевизионщики. Предъявляя массу абсурдных, но мелких требований, например, не пускать в эфир мужчин с бородой, Лапин не боялся рубить с плеча. Вначале 70-х были закрыты многие развлекательные программы - КВН, "Кинопанорама", а те, что остались, подвергались серьезнейшей цензуре. Главными на телевидении стали чиновники.

"Я однажды видел, как Лапин просматривал новогодний "Огонек" и тут же выкидывал из него целые куски, так у меня волосы стояли дыбом", - рассказал бессменный ведущий "Огоньков" Игорь Кириллов.

По воспоминаниям сотрудников редакции, Лапин мог прийти на общее собрание и заявить: "Я сегодня завтракал с Леонидом Ильичом. Он мне сказал, что лучше будет, если сделать вот так". После чего уже готовая программа переделывалась начисто.

Правда, в отличие от многих своих коллег по партии Брежнев был благодарным зрителем и, если ему что-то нравилось, не стеснялся об этом сказать. Однажды после новогоднего "Огонька" Лапин вызвал к себе делавших программу редакторов и сказал: "Мне звонил Леонид Ильич и жаловался на вас". Потом выждал паузу и продолжил: "Огонек" был такой интересный, что он смотрел его до 5 утра и не выспался". За эту программу сотрудникам студии выплатили двойную премию - по 120 рублей (в те годы – немалые деньги).

Кобзона вырезали, Высоцкого не пустили на порог

Новогодний "Огонек" был самой престижной программой для советских артистов. В него пробивались всеми правдами и неправдами, но никто не мог быть уверен на 100 процентов, что в итоге появится в эфире. Любого могли вырезать в самый последний момент.

По неожиданному распоряжению Лапина однажды вырезали даже Кобзона, который во все времена был незыблемой скалой. Но самому артисту сказали лишь, что случился брак пленки. Оперную певицу Евгению Мирошниченко выкинули за украшение на груди - золотой крестик. А знаменитого танцовщика Мариса Лиепу убрали из одного из "Огоньков" без объяснения причин. Лишь потом выяснилось: звезда балета обидел дочь Брежнева Галину, не ответив на ее притязания.

Ориентируясь на народную любовь, в программу старались приглашать действительно популярных артистов, и один из "Огоньков" должны были вести Владимир Высоцкий и Марина Влади. Даже Лапин под напором писем зрителей дал добро на подготовку программы. Договорились с Высоцким, тот обещал написать сценарий, но, когда план передачи принесли на утверждение, тот же Лапин закричал: "Какой дурак это вам разрешил?"

Эпоха цыган

Зато были два жанра, которые обязательно присутствовали в любом "Огоньке", поскольку за них "ходатайствовал" лично Брежнев. Это были цыгане и оперетта в исполнении Татьяны Шмыги.

"Главный цыган страны" Николай Сличенко не сходил с экрана, лишь изредка его подменяли артисты театра "Ромэн". Так, в 1970 году в "Огоньке" пел другой знаменитый цыган - Николай Волшанинов.

Главным же певцом начала 70-х был Муслим Магомаев, чья слава была настолько гигантской, что даже всесильный Лапин робел. Он говорил редакторам: "Вы понежнее с Муслимом, а то в следующий раз он к нам не придет".

Вообще порядок жанров был строгим: сначала классика, обязательный балет, а потом уже эстрада и всякие песни.

Муслим Магомаев был способен один заменить собой весь "Огонек". 

"Вкус специфический"

Острое слово на телевидении 70-х было уже не в чести. Былых юмористов вроде Тарапуньки и Штепселя звали крайне редко, а молодым кадрам доступ в "Огоньки" был закрыт наглухо. Даже главного сатирика Аркадия Райкина приходилось на съемках сажать чуть ли не в обнимку с героями труда, чтобы потом у начальства не было возможности его вырезать.

Несмотря на то, что зритель хотел видеть Райкина, в конце 70-х в новогоднюю ночь на экране, и он появлялся уже нечасто. И критиковать ему разрешалось только "отдельные недостатки". Но именно в "Огоньках" он выдавал свои знаменитые "вкус специфический" и "балерина крутится, крутится. Привяжи к ноге динамо-машину, пусть она ток дает в малоразвитые районы".


Хмара тегів


Матеріали на тему