Эндрю Стэнтон: В семье меня просят держать свои идеи в секрете
Спустя 13 лет на экраны вышло продолжение суперпопулярного мультфильма «В поисках Немо». Эндрю Стэнтон, вице-президент студии Pixar и лауреат «Оскара», рассказывает, как возникла идея снять вторую часть подводной эпопеи о приключениях маленькой рыбки «В поисках Дори».
Идеи водятся в неожиданных местах
Эндрю, в основе всех ваших мультфильмов лежат уникальные идеи. Как они приходят в голову?
Лучше всего на этот вопрос ответил драматург Дэвид Мэмет. Он сказал: «Я над ними размышляю».
По правде говоря, я предполагала, что вас вдохновляет кто-то из близкого окружения…
Нет, идеи водятся в самых неожиданных местах, и они далеко не всегда гениальны (смеется). Но мне везет: я работаю с замечательными людьми - Джоном Лассетером («Тачки»), Питом Доктером («Головоломка»), Брэдом Бердом («Рататуй»). Я обсуждаю с ними свои идеи, и они помогают мне отделить хорошие от плохих. Работа с людьми, которые умнее тебя, дорогого стоит.
А с женой и детьми делитесь замыслами?
Джули и дети так любят смотреть фильмы, что не хотят заранее знать лишние подробности. В кино они идут в ожидании удивления и потрясения. Кстати, знаете, в браке это тоже работает. Мы с Джули в этом году отметим серебряную свадьбу: страшно сказать – 25 лет вместе! Знаем друг друга со школы, мне было 15, а ей 13, когда познакомились. То, что девчонки обожают приятные сюрпризы, я открыл еще тогда. И с тех пор не ленюсь удивлять жену.
Ваши мультфильмы скорее для взрослых: о преодолении себя, дружбе и взаимопомощи. Но дети видят в них что-то свое. Мой четырехлетний сын после просмотра «В поисках Дори» сказал: «Мама, я не хочу потеряться! Буду всегда тебя слушаться». Думаете о том, как отреагируют на вашу работу дети?
О, как мило! Но при написании сценария мы ничего не просчитываем. У всех сотрудников студии есть семьи, поэтому действуем скорее инстинктивно. Честно говоря, мы и о реакции взрослых не думаем. Я просто снимаю фильмы, которые сам лично хочу увидеть. Может быть, какая-то часть меня так и не выросла, потому то, что интересно мне, интересно и детям.
Поколение Немо
Как вы выбираете героев для мультфильмов? Почему ими стали роботы и рыбы?
Я уже говорил, что идеи приходят отовсюду. С «Немо» такая история. В детстве меня водили в стоматологическую клинику, где был аквариум с рыбками. Сидя там в ожидании приема, я частенько размышлял: о чем думают те, когда видят разных людей? В какой-то момент у меня в голове возникла история о рыбке-отце и рыбке-сыне. Но по-настоящему понял, каким может быть этот фильм, только когда сам стал отцом маленького Бена.
С «ВАЛЛ-И» получилось по-другому: мне просто пришла мысль о том, что выйдет, если оставить робота на какой-то другой планете. Насколько ему там будет одиноко?
Почему через 13 лет вы снова вернулись к Дори, Немо и другим обитателям океана?
Я не собирался этого делать, считал, что история закончена. Помните, маленький Немо ходил в рыбью школу и однажды на экскурсии потерялся, попав в открытый океан? Его папа Марлин отправился спасать сына, а по пути встретил рыбку Дори, страдающую провалами в памяти. Пытался от нее отвязаться, но Дори помогла ему найти Немо, и они стали лучшими друзьями. Все, логический конец.
Но спустя восемь лет фильм вышел в прокат в 3D, и я снова посмотрел его. Обычно этого не делаю: снимаю и забываю о своих работах. Но тут почему-то забеспокоился: «Что произойдет, если Дори потеряет и эту семью? Если расстанется с Марлином и Немо?». А если сам себе задаешь вопросы и хочешь ответить на них - значит, есть отличный повод снять сиквел.
По сценарию проходит около года после того, как друзья спасают Немо. Но в нашей жизни прошло целых 13 лет…
Никому не интересен 21-летний Немо, поэтому герои не очень сильно изменились.
А зритель изменился?
Может быть. Меня удивило, что за 13 лет появилось целое поколение, выросшее на этой истории, его даже называют «поколением Немо».Эти люди сами признаются, что новый фильм оказался для них очень важным. И это для меня приятный сюрприз. Но я считаю, что необязательно смотреть сначала «Немо», а потом «Дори», - на понимании сюжета этого никак не отразится. Сиквел получился самодостаточным.
Марлин - это я
У вас есть любимый герой?
Люблю всех своих персонажей. Мне нравится черепаха Краш, потому что ее озвучивал. Когда даришь голос персонажу, сближаешься с ним. Но дороже всех мне Марлин, ведь он - это я, это олицетворение моего отношения к сыну. Когда Бен был маленьким, старался оградить его буквально от всех напастей. И Марлин тоже чересчур переживает за Немо. Думаю, что это свойственно большинству родителей: желая детям добра, они иногда слишком сильно их опекают.
Тема отношений родителей и детей есть и в новом мультфильме. Дори - это особенный ребенок, которого нужно принимать таким, какой он есть. Именно эту идею вы хотели донести до зрителя?
Это получилось случайно. Ужасно не люблю наставлений и поучений! Я считаю, что ни один ребенок не обязан соответствовать ожиданиям близких. Конечно, этот мультфильм задумывался как семейный. Он дает возможность родителям понять, насколько дети болезненно реагируют на критику, как им страшно видеть разочарование на лицах папы и мамы.
Расскажите, почему все же рыбка Дори оказалась без памяти?
Когда я стал изучать мир рыб, то выяснил, что у золотых рыбок очень короткая память - всего в три секунды. И тогда подумал, что нужно обязательно ввести в фильм героя с провалами в памяти. Это такая врожденная особенность Дори, и именно за нее рыбку любят: та никого не критикует, не видит чужих недостатков. Единственный персонаж, которого ругает, - она сама.
Удивительно, но в ваших мультфильмах совсем нет плохих парней, с которыми борются хорошие герои…
Думаю, мультики должны быть максимально приближены к реальности. Вспомните: часто ли вы в жизни сражались с кем-то плохим? Обычно мы ведем борьбу сами с собой: со своими недостатками, намерениями. Когда у нас что-то не получается, обращаемся к себе с вопросом: «Почему так происходит?».
У вас есть любимый мультфильм, который сняли не вы?
«Бэмби». Уверен, что это заметно: Немо - это такой подводный Бэмби. (Смеется.)