Российские киношники придумали, как обойти украинские запреты
Чтобы российское кино попало на украинские телеэкраны и наоборот, учитывая все запреты, телевизионщикам приходится идти на разные ухищрения.
Самый последний способ, который они опробуют, — снимать сразу две версии одного фильма, для России и для Украины. Берется сюжет — один на двоих, на главные роли — россияне, а потом для нас готовится либо украиноязычная версия, либо адаптированная под нас, когда в кадре будут гривна, узнаваемые пейзажи, наши номера на авто... Таким образом, Госкино, выдающее индульгенции на показ картины на ТВ, не подкопается, что это продукт страны-агрессора.
Плюс для подстраховки наши телеканалы среди создателей фильма указывают украинскую кинокомпанию, пусть и с сомнительной долей участия.
К примеру, актриса Ольга Кузьмина, рассказывая о съемках продолжения российского сериала «Кухня» — «Отель Элеон», призналась, что будет и украинская версия: «Мы снимаем сразу несколько вариантов сцен, а в сценарии все прописано как для России, так и для Украины. Все это затягивает процесс, все устают, потому что нужно переиграть сцену, заменив слова, — например, Москву на Киев или рубли на гривны. Для украинцев это будет так, как будто все в Киеве происходит. Менялось и все, к чему можно придраться с политической точки зрения, то есть более едкие шутки, если Украина может усмотреть в этом какую-то двусмысленность, убираются, а для России остаются».
Впрочем, Украина также снимает кино для себя и соседа — с его родными рублями, «аканиями» и триколором. На съемках в Киеве популярного сериала «Нюхач» заклеивались номера авто, афиши, чтобы место было абстрактным и чтобы можно было продать в другие страны.
Как рассказали киноэксперты, такие ухищрения делают съемки более затратными, но если удается продать в другую страну, то все окупается.
Впрочем, как говорят эксперты, эта схема рано или поздно вскроется. Ведь в Европейской Конвенции по кинопродукции, а ее подписали и Украина, и РФ, четко указано: должна быть легальность финансирования, в контракте должны значиться доли сторон, причем одна сторона должна финансировать не менее 10% проекта, а вторая, соответственно, 90. И этот контракт должен быть зарегистрирован в Госкино.
Но, как объяснили киношники, такие уловки — вынужденная мера.
«Украина может позволить себе снимать эпизод сериала за $20 тыс., но откуда тогда взяться качеству, – говорит генпродюсер кинокомпании Film.ua Виктор Мирский. – А чтобы его можно было продать, как, например, сериал «Нюхач», который купили 40 стран мира, то серия стоит $500 тыс. Для нас сотрудничество с российским рынком — это возможность снимать качественное кино».
Напомним, ни одна картина из РФ, снятая после 2014 года, не может быть легально показана у нас в стране.