Театральный Оскар: станут известны лучшие украинские спектакли 2018 года по версии премии ГРА
В конце ноября любителей театрального искусства ждет интереснейшее событие.
Идея создания первой театральной премии всеукраинского масштаба принадлежит Национальному союзу театральных деятелей. Проект имеет свои правила и этапы проведения. Но главное, что ГРА полностью открыта для зрителя, который может присоединиться к самой важной части «грамании», вооружившись билетами.
В преддверии финала проекта редакция TV.ua пообщалась с членом экспертного совета феста-премии ГРА, известным украинским театроведом Анной Веселовской на тему театрального искусства в нашей стране.
С чего бы вы посоветовали начать знакомство потенциальному зрителю с театральной сферой Украины?
Проще всего было бы посоветовать, пойдите туда и посмотрите это. Но если Вам действительно интересен театр как некая игровая среда, как магия, стоит поинтересоваться тем, какой театр существует рядом с Вами. Может Ваш ребенок ходит в театральную студию или его класс повели на спектакль? А может в Вашем городе проходит театральный фестиваль или кто-то приехал на гастроли. А может совсем рядом родился артист N, который блистает нынче на столичной сцене? И так у Вас возникнет очень простая и жизненная мотивация пойти и посмотреть, что происходит в украинском театре.
Чем украинским театрам стоило бы гордиться?
И в истории, и в современности украинского театра немало поводов для гордости. К примеру, наш уникальный кукольный Вертеп, или авангардный театр Леся Курбаса, или Мария Заньковецкая, затмевавшая примадонн императорской сцены. Но и у современного украинского театра есть особенные черты. Во-первых, он смелый, а, во-вторых, ироничный. В шорт-листе Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА» прошлого и этого годов представлены спектакли, где откровенно говорят о болевых зонах нашей жизни и подтрунивают над собой. Так, «Кориолан» Дмитрия Богомазова о слабом, уставшем, готовом к компромиссам политикуме в окружении алчного плебса, «Плохие дороги» Тамары Труновой о Донбассе, его серых зонах, потере человечности, «Виталик» Максима Голенко о самоидентификации поколения 1990-х, «Скрипач н крыше» Богдана Струтинского о нашей жизненной мечтательности и наивности, и гротекстовая «Спящая красавица» Раду Покитару о наших детских комплексах.
Назовите то, что делает театральную постановку удавшейся или не удавшейся?
Мне кажется, удачным можно назвать тот спектакль, который остается в памяти поколений, о котором через много лет вспоминают, обсуждают, рассказывают детям, внукам. Такой спектакль совершенно не обязательно сразу был принят на «ура» публикой или имел ошеломительную кассу, но его запомнили, к нему не раз возвращались мысленно, как, например, к «Варшавской мелодии» в постановке Эдуарда Митницкого с обворожительной Адой Роговцевой.
Помимо театральных постановок в Украине проходит множество арт-мероприятий, и некоторые из них позволяют открывать новые таланты. Пожалуй, фестиваль-премия "ГРА" стоит отнести к ним?
По большому счету, фестиваль-премия «ГРА» не для открытия таланов. В его финал попадают лучшие высокопрофессиональные спектакли, собранные со всей Украины. Задача фестиваля в том, чтобы зритель узнал и воочию убедился, что в нашем театре много любопытного. Вот эти театральные сливки и показывают в Киеве на протяжении последней недели ноября. До этого спектакли для лонг-листа отбирают по видео 10 экспертов (в этом году с 80-ми заяков было отобрано 30, примечание редакции.), а затем те же эксперты просматривают отобранное вживую, и формируют шорт-лист из 12 спектаклей. И уже в финальной части международное жури из этой дюжины выбирает шестерку победителей.
Также важно отметить, что ГРА проводится на конкурсной основе один раз в год по итогам прошлого календарного года. Вторая ГРА стартовала в начале текущего года и собрала премьеры, вышедшие в период с 1 января по 31 декабря 2018. Заявки поступали со всей Украины от театральных коллективов различных по форме собственности и форматам работы.
Анна, расскажите, почему фестиваль будет интересен зрителям в этом году? Чем и кем удивит?
Первое, чем может удивить зрителя афиша – это география спектаклей: Киев, Львов, Одесса, Ровно; второе авторитетное авторство: Шекспир, Глюк, Стравинский, Чайковский, Стриндберг, Хоккинг; ну, а третье, это упомянутая мною смелость и ироничность постановщиков.
А будущим актерам? Тем, кто хочет играть в театре или уже учится на театральном, фестиваль будет интересен?
Я думаю, для будущих актеров программа фестиваля важна разнообразием эстетик и художественных позиций. Это возможность увидеть нечто большее, чем то, к чему привык и чему учили, возможность сразу обрести художественный опыт, который иногда накапливается годами.
Насколько известно, в этом году на адрес организатор пришло более 80-ти заявок на участие от разных театров Украины. О чем сегодня чаще всего ставят спектакли? И схоже ли это с мировыми театрального тенденциями?
Очень часто создатели спектаклей занимаются саморефлексией, рассказывают миру о том, что волнует лично их, и в этом наш театр не отличается от мирового. Но, важно, чтоб этот рассказ был интересен и понятен всем, чтобы эти темы касались многих. Тогда и возникает в театре сопереживание, тогда действо завораживает, а зритель узнает от театра что-то о себе и своих чувствах.
В этом году кроме основных номинаций, победители будут определены еще и в индивидуальных. Что это за номинации? И зачем их было добавлено?
Поскольку театр творчество коллективное, в прошлом году жюри оценивало только общий результат – спектакль. А в этом году добавились еще индивидуальные номинации – личные награды режиссерам, актерам, сценографам. По-моему, это очень правильно, поскольку иногда успех большой коллективной работы зависит от одной прекрасно сыгранной роли.
Почему именно международное жюри из 12-ти лучших спектаклей, которые вошли в финал, будет выбирать 6 самых-самых? Почему это не могут сделают наши укр. театральные знатоки?
Украинские театральные знатоки – люди объективные и в меру ангажированные. Именно последнее делает их уязвимыми в глазах общественности. Так что лучше судейство доверить международному жюри.
Что за награда ждет победителей?
Статуэтка, специально созданная для лауреатов премии, а также финансовая поддержка в размере 50 тыс. грн. для осуществления нового творческого проекта.