Ведущая проекта «Правила выживания» Вера Борсук: Иногда думаешь: «Все, дальше некуда»
Во вторник, 26 марта, в 13:45 на телеканале «Интер» – премьера нового ток-шоу о качестве жизни «Правила выживания». Этой программы могло бы и не быть. Но большинству людей просто некуда обращаться за помощью. И если не будет «Правил выживания», вас никто не предупредит об обмане и опасности. Со вторника по пятницу в 13:45 новый телепроект будет учить зрителей правильно выбирать товары и услуги, а также защищать свои права.
Автор сюжетов «Правил выживания» – ведущая Вера Борсук, которая уже более 5 лет изучает потребительский рынок в рубрике «Качество жизни» программы «Утро с Интером», рассказала, как действовать, если вы попали в неприятную ситуацию.
Вера, почему именно сейчас на украинском телевидении появилось ток-шоу о качестве жизни?
Каждый день мы сталкиваемся с обманом со стороны недобросовестных производителей и продавцов. Рискуем подорвать свое здоровье некачественными продуктами. В результате, качество жизни стремится к нулю. Так, в интернете появляется все больше историй про отравления и казусы, которые случаются с пассажирами в транспорте. Недавно в соцсетях прочитала комментарий женщины из Николаева. Во время движения маршрутки у нее внезапно провалилась нога – днище автобуса прогнило. К счастью, на этот раз серьезно никто не пострадал. Но мы ежедневно сталкиваемся с вопиющими фактами. Кстати, и не только мы, украинцы.
Недавно вместе с Максимом Несмияновым (исполнительный директор Союза потребителей Украины – прим.ред.) отправились в тур по Европе. Вы не поверите, но в каждой из четырех стран, а мы побывали в Польше, Австрии, Венгрии, Чехии, были обнаружены серьезные нарушения - просрочка в магазинах, антисанитария на рынках, битые стекла витрин над продуктами. Так что тема качества жизни актуальна не только для Украины.
Какие надежды возлагаются на «Правила выживания» в потребительском поле?
«Правила выживания» – это реальная помощь людям. Во-первых, мы отправимся в проверочные рейды, чтобы разоблачить нечестных предпринимателей и показать различные схемы обмана, которые они применяют на доверчивых покупателях. Во-вторых, в студии программы эксперты будут давать конкретные советы, как выбрать качественный продукт, или что делать в том случае, если вы попали в сложную ситуацию.
Задача проекта – совместными усилиями выработать список правил, как выживать в мире, в котором правила, по сути, не действуют. Ведь в Украине отменены ГОСТы, отменены «Книги жалоб и предложений», которые были единственным более-менее действенным механизмом для влияния на ситуацию. «Правила выживания» – это, по сути, единственная в стране реальная «Книга жалоб и предложений», куда со своим вопросом или проблемой может обратиться любой человек, чтобы защитить себя и своих близких.
Как распределились роли в новом проекте?
Александр Лукьяненко – ведущий в студии, а я ведущая «в поле». Во время рейдов видно все, что происходит на рынках, в кофейнях, столовых... А там бывает ужас! Никакого контроля и полная безнаказанность. Иногда думаешь: «Все, дальше некуда».
Кстати, если мы с Максимом Несмияновым все проверяем открыто, то еще несколько журналистов программы будут внедряться в систему изнутри. Поработают в кофейне, в пекарне, на рынке, в супермаркете, а также станут «тайными клиентами» салонов красоты. Узнают у «коллег» все нюансы работы и потом покажут зрителям.
Во время проверочных рейдов с какими нарушениями вы чаще всего сталкиваетесь?
Антисанитария, неправильные условия хранения продуктов, несоблюдение температурных режимов, обвес и обманы при кассовых расчетах. Чтобы избежать неприятностей, потребителям нужно быть очень внимательными, все проверять перед покупкой и уметь защитить свои права. Обязательно сохраняйте кассовый чек о покупке. А если столкнулись с каким-то нарушением – сразу снимайте его на мобильный телефон, выкладывайте в соцсети. Часто производитель, заметивший негативный отзыв, сам обращается к потребителю, чтобы «полюбовно» решить вопрос.
Каждый раз перед новым рейдом испытываете волнение?
Уже привыкла. Нас ругают, на нас нападают, почти каждый рейд заканчивается вызовом полиции. Как-то на одном из стихийных рынков на съемочную группу набросилась продавщица мяса с криками: «Только попробуйте ко мне подойти!». Испачкала нам верхнюю одежду и камеру оператору - потом снимали с объектива кусочки мяса. Как тут обойтись без полиции?
Вы сами часто сталкивались с некачественным товаром?
Много раз. Помню, как-то купила в небольшом магазинчике селедку. Стала чистить, а у нее внутри черви. Магазин потом долго оправдывался и показывал мне сертификат качества. Но я добилась, чтобы всю эту партию утилизировали. В маникюрные салоны вообще не хожу, делаю дома сама после одного случая. Знакомая после такой процедуры подхватила тяжелую форму гепатита С и потратила на лечение двадцать тысяч евро. Кстати, она расскажет свою историю в программе, посвященной маникюру.
Куда посоветуете обращаться людям, которые хотят поделиться «неожиданными» находками или восстановить справедливость?
Пишите в «Книгу жалоб и предложений» на сайте проекта https://pravyla.inter.ua/ или звоните на горячую линию: 067 879 55 91. Мы постараемся разобраться в самой сложной ситуации.