5 книг для зимнего чтения
Зимой, как известно, времени на чтение бывает больше, поэтому новинки этого обзора окажутся весьма кстати. Тем более, если учесть, что из «нового» в нем – хорошо забытый классик нестареющего жанра ужасов, мэтр современной литературы с новым романом и экзотическая книга о нетрадиционных отношениях юной героини.
Амброуз Бірс. Зібрання творів. – Т.1. – К.: Видавництво Жупанського, 2017
Известный американский сатирик и памфлетист, автор этого сборника на самом деле был отцом литературы страха, которого упоминал даже его подражатель Г.Ф. Лавкрафт. Рассказывая о своем учителе, он писал о нем, как об «эксцентричном и мрачном журналисте, участвовавшем в Гражданской войне, уцелевшем в бойне, создавшем несколько величайших рассказов, и исчезнувшем в начале нового века, словно утонув в мрачном тумане, созданном его собственной зловещей фантазией».
В частности, в первый том полного собрания произведений этого таинственного автора вошли «Рассказы о солдатах и гражданских», а также сборник «Может ли такое случиться?», в которых автор и создает канон того самого «сверхъестественного ужаса», благодаря которому он впоследствии стал так знаменит. Причем кошмары, которыми он пугает читателя, имеют немного общего с готической литературой, поскольку это бытовой страх, инфернальный и неприродный.
На самом же деле, для современного читателя, искушенного в сегодняшнем жанре жесткого триллера, рассказы Бирса, скорее всего, покажутся милым ретро. Тем не менее, иллюзия погружения в самое сердце тьмы создавало в свое время новые, неизведанные интонации, которые использовало в своем творчестве каждое новое поколение писателей, писавших о войне, включительно с Хемингуэем.
Юрій Андрухович. Коханці Юстиції. - Meridian Czernowitz, 2018.
Живой классик современной литературы, наконец-то, порадовал новой книгой, названной то ли им самим, то ли издателем «паранормальным» романом. На самом деле, это, конечно же, не роман, поскольку его автор давно уже перешел на эссеистику, а «восемь с половиной» замечательных рассказов.
Именно они-то и складываются в своеобразный роман – со временем, памятью, детством-юностью и, безусловно, советской зрелостью. Более того, объединяет их пускай даже не сюжетно, но по крайней мере тематически – общая черта, присущая всем героям рассказов. Это, во-первых, страсть к преступлениям, а во-вторых, тайная любовь.
В данном случае, как видим из названия «романа», всецело зависящая от богин Правосудия. Кого же мы видим в этой галерее убийц и душегубов, населяющих необычный эпос криминального мира, что родом из судебных актов и криминальных хроник старого Львова? Представители его пестры и разнообразны, это и герои городских легенд, и чернокнижники, и повстанцы – выдуманные, реальные, живые и мертвые души из коллекции тайных страстей.
Разбойник Самуил Немирич, тайный агент Богдан Сташинский, средневековый монах Альберт Вироземський, террорист Мирослав Сочинский и даже бизнесмен Марио Понґрац, причастный к расстрелу подпольщиков-националистов и даже Фантомас из кинематографического детства автора.
Олександр Ірванець. Харків 1938. - К.: Laurus, 2017
Этот роман написан в жанре альтернативной истории, и речь в нем, соответственно, о том, что было, если бы все в жизни «юной, нежной, быстрокрылой республики», как писали о Советской Украине футуристы, сложилось иначе.
А именно – если бы УНР победила и родилась бы Украинская Рабоче-Крестьянская Республика (У.Р.С.Р.), столица которой находилась бы непременно в Харькове, где она, собственно, до 1934 года и пребывала. По сюжету, правителем республики становится политик и глава ОУН Евген Коновалец, на празднование в 1938 году юбилея двадцатилетней независимости съезжаются герои и персонажи романа – писатели, журналисты, политики и шпионы.
Впереди – литературный карнавал, своеобразная дань Бахтину с его одноименной теорией, и поэтической группе «Бу-Ба-Бу», в которую в 1990-х годах входил авто романа, и которая основывалась на подобных карнавально-буффонадных принципах.
Стоит добавить, что модель Украины с «альтернативным» лидером во главе в реальности существовала – в 1940-х годах президентом Украины должен был стать известный ученый и писатель Виктор Петров (Домонтович).
Кіра Малко. Нижче. – К.: Нора-друк, 2018
Этот роман - по сути, новое слово в бесконечном монологе выехавших на заработки в поисках лучшей жизни. Его героиня - ни туристка, ни секс-рабыня, ни мамка-трудяга, годами не видящая своих детей, зарабатывая няней в Европе. Молодая столичная девушка, вырвавшаяся из офисной рутины к океану, который она, впрочем, не особо видит, вкалывая в команде обслуги круизного лайнера, рассказывает о тайнах своей профессии.
«Більш ніж триста метрів завдовжки, дев’ятнадцять палуб, тридцять одна сотня пасажирів і дванадцять сотень душ екіпажу», при этом «правил стільки, що, здається, вони й зібрані тут єдино для того, щоб їх порушували».
Собственно, именно этим героиня со своими новыми друзьями и занимается – на работе и на отдыхе, нечасто случающимся в заграничных портовых барах – и все для того, чтобы забыться. Дело в том, что позади у героини – брошенное счастье, нестандартная любовь, поиски себя.
«Відколи Поліна второпала, що закохана в А., віднайшла в собі якісь цілісність і спокій, яких раніше не знала». Но теперь любимая девушка героини далеко, на связь выходит все реже, и стоит прочитать до конца эту историю, чтобы узнать, как сложилась ее дальнейшая судьба.
Светлана Талан. Раздели мою печаль. – Х.: Клуб Семейного Досуга, 2017
Этот роман предваряет эпиграф из «Всеобщей декларации прав человека» о том, что каждый имеет право на жизнь без насилия. В жизни юной героини поначалу насилия как такового не было. Если, конечно, не считать им ежедневный террор со стороны родителей, продолжавшийся все детство, отрочество, юность.
Все в семье живут по правилам отца-военного, настоящего тирана, следящего за каждым шагом дочки-студентки, требующий от нее медицинскую справку о невинности, запрещающий встречаться с парнями, решая выдать ее замуж за своего коллегу-военного. Мать, забитая и сломленная мужем женщина не может и не желает помочь дочери.
И не удивительно, что, пройдя через трудности и испытания – конфликты с семьей и «любимыми» мужчинами – героиня не верит в случайность, а только в успех своего дела. Вначале это была месть, после ее сменила мечта, которая осуществилась, но уже ради совсем других целей. «Она готова была ухватиться за свою мечту руками и ногами, цепляться за новое будущее, сдирая ногти до крови.
Она еще не видела его четко, но уже чувствовала его тепло и еле зримый свет». Таким образом, главное в этом романе – не пересказ чужой судьбы, которую многие наверняка бы могли назвать похожей на свою. Рецепт личного счастья, предложенный в книге – вот то, что точно подойдет каждому.