5 фактов об анорексии, которые могут спасти жизнь
Стройность тела и даже явная худоба сегодня возведены в культ. Когда ребенок, подруга или знакомая начинают активно худеть, зачастую близкие люди одобряют и поддерживают это стремление.
И мало кто задумывается о том, что причиной изменения режима питания и, как следствие, массы тела, может быть смертельная болезнь – анорексия.
Читайте також: Круче всех 4 сезон: тату для Данилевича и сноуборд для Доманского
Вчера в социальном ток-шоу «Касается каждого» в выпуске «Вес жизни» прозвучала история 14-летней Таисии Петрук, которая уже несколько лет болеет анорексией. Сейчас девушка весит всего 18 килограммов! Ее организм вообще перестал воспринимать пищу, начали отказывать внутренние органы, организм просто «съедает» сам себя. Сегодня Таисия борется за каждый день жизни. Как рассказали в студии «Касается каждого» родные девочки, началось все три года назад, болезнь развивалась постепенно и ее причиной в семье считали… удаление миндалин! Но в ходе программы выяснилось, что причина – в непонимании и отсутствии поддержки, которая девочке была очень нужна: Таю обзывали в школе, она просила перевести ее в другое учебное заведение, но ее не услышали. Родителям было сложно принять тот факт, что их любимая дочь стала жертвой не какой-то понятной болезни, а именно анорексии.Специальный гость программы – Валерий Патонич, врач, который уже много раз помогал выжить и выздороветь героиням «Касается каждого» с анорексией, психотерапевт, специализирующийся на пищевых расстройствах. В студии программы Валерий Александрович развенчал некоторые мифы об этом заболевании.
Миф №1. Анорексия – это болезнь девочек-подростков, которые стремятся обрести модельные параметры.
Валерий Патонич: Нервная анорексия не связана с понятиями веса и еды. Это то, чем прикрывается пациент. Нервная анорексия связана с ограничительным образом жизни. Когда пациент начинает себя ограничивать в социальных контактах, в каких-то физиологических проявлениях, когда он начинает ограничивать себя в чувственной сфере, замыкаться. Когда человек не может справиться с внешним конфликтом – в школе, в семье, когда он не в ладах с самим собой. Но миру проще транслировать это через первые признаки ограничений – вес и еда. И только потом мы можем заметить и другие проявления болезни.
Читайте також: «Отращиваю усы»: Леся Никитюк устроила откровенную фотосессию в ванной
Миф №2. Анорексию лечат врачи – гастроэнтерологи, инфекционисты или эндокринологи.
Валерий Патонич: В случае с нервной анорексией нужно понимать, что это психологическая проблема и нужно ребенка или взрослого вести именно к психотерапевту. Не к психологу. Здесь важна именно терапия, а не консультирование. И далеко не каждый психолог сможет помочь. И точно это не проблема врачей-гастроэнтерологов, диетологов и психиатров тем более. Они могут лечить вторичную симптоматику, которая возникает вследствие этого. Но не анорексию. Не ее причины.
Миф №3. Раз ребенок худеет, главное в борьбе с анорексией – заставить его есть, несмотря на сопротивление.
Валерий Патонич: С ребенком нужно разговаривать. Ему нужны поддержка и понимание. Очень важно родителям говорить о своей тревоге. Не в контексте «Что ты творишь? Ты плохая!», а «Я вижу, как ты худеешь, как ты перестаешь кушать. Меня беспокоит, что ты похудела или похудел». То есть родителям следует делиться своими переживаниями и говорить: я тревожусь, мне неспокойно, ты не могла бы со мной поговорить… Родители говорят о себе – и приглашают ребенка к диалогу.
Миф №4. Худеет – это возрастное, пройдет.
Валерий Патонич: Родителям следует насторожиться, когда ребенок вдруг начинает говорить о диетах, веганстве, сыроедении, о том, что хочет похудеть. Когда ребенок начинает замыкаться, вдруг перестает общаться с привычным кругом друзей, закрывается в комнате. Когда у ребенка в контакте с родителями и родственниками появляется эмоциональное раздражение, особенно – когда ссоры касаются именно еды и отношений с едой. Это и есть первые признаки расстройства пищевого поведения. У девочек тревожный показатель – нарушение цикла. И здесь нужно обращаться за помощью, диагностировать и думать, как помочь ребенку. Если ребенок не идет на контакт, важно проанализировать его пищевое поведение. Не нужно надеяться на то, что он в школе хорошо кушает. Нужно спрашивать у классного руководителя, у одноклассников, если есть подозрения, что ребенок не ест. Следующий момент – кушает ли ребенок вместе с вами дома и как он себя при этом ведет. Вдруг вы начинаете находить спрятанную еду в его вещах, под столом и т.д. Ребенок после еды длительное время находится в туалете – возможно, он очищает желудок… Все это тревожные симптомы. Если ребенок за три месяца потерял 15% своего веса и более, нужно бить тревогу.
Миф №5. Если у твоего ребенка анорексия – это стыдно. Нельзя выносить это на публику.
Валерий Патонич: Только за год в моей практике было 12 случаев, когда родители приходили на первичную консультацию, а потом пропадали. Часть даже до первичной консультации не доходили: звонили, но не приезжали. Когда спустя какое-то время мы им перезванивали, оказывалось, что уже поздно. Очень часто признать это заболевание у своего ребенка родителям мешает стыд. Стыдно признать, что у твоего ребенка такая болезнь. Перестаньте стыдиться! Анорексия – это шанс для родителей понять, что с ребенком что-то не то, и вовремя исправить ситуацию. На одной чаше весов – стыд, на другой – жизнь ребенка.
Читайте також: 5 интересных фактов о новом сезоне ток-шоу «Правила выживания»
Смотреть онлайн выпуск «Вес жизни».