Девушка Смерть и другие страсти: 5 книг, от которых не оторваться
Смертельный риск, которому подвергаются герои этих книг, неожиданным образом выстраивает историю их отношений с эпохой. В которой, добавим, любят смерть больше, чем жизнь, чествуют героев-мужчин, забывая о героических женщинах, и продают Родину за то, что она оказалась мачехой.
Салман Рушді. Джозеф Антон. – К.: Видавництво Жупанського, 2017
Издав свои «Сатаниские стихи» - роман, в котором, в частности, интерпретировались сцены и герои из Корана – его автор, известный английский писатель индийского происхождения – навлек на себя гнев всего мусульманского мира. За его голову аятолла Хомейни посулил громадную плату (выросшую до 3 млн. долларов), и жизнь писателя превратилась в сущий ад. Его книги запрещались, не издавались и даже уничтожались в разных странах мира.
Словно зачумленный, он лишался близкий друзей, редакторов и издателей. Британским правительством к нему, находящимся под пристальным вниманием не только религиозных фанатиков, но и всего мира, была приставлена круглосуточная охрана.
Об этих трудных временах – роман Саламна Рушди, названный кодовым именем, которое он в целях конспирации придумал себе сам, использовав имена любимых писателей Джозефа Конрада и Антона Чехова.
Стоит отметить, что полицейская охрана была снята с Рушди лишь в марте 2002 года, после того, как иранское правительство заявило, что не поддерживает убийц, остановить которых, впрочем, никто не может.
Девід Е. Гоффман. Шпигун на мільярд доларів. – Х.: Фабула, 2018
Смертельной опасности подвергался также герой этой шпионской саги об эпохе холодной войны, основанной на рассекреченных документов ЦРУ. Речь в них о сотрудничестве с американской разведкой скромного советского специалиста в области радиоэлектроники, а на самом деле - одного из самых успешных шпионов XX века.
Благодаря ему США получили полную информацию о способах преодоления советских систем противовоздушной обороны, причем материалы, представленные советский агентом, американцы оценили в 2 млрд. долларов. В романе ярко и красочно отображена тревожная атмосфера, царившая в «сердце тьмы», как называли в ЦРУ столицу СССР, где разворачивалась эта мрачная история.
По сути, это была шпионская операция, которая изменила ход истории, отбросив оборонную систему страны на несколько десятилетий назад. Не обошлось без курьезов: чтобы уйти от погони КГБ, лучшие специалисты ЦРУ использовали резиновых кукол из секс-шопа, которых усаживали в салоне автомобиля вместо выскочившего на ходу агента.
Также уникален дневник событий, в котором расписана работа агента и его заказчиков – на контрасте с секретной деятельностью серые будни брежневской эпохи дефицита выглядят жалким фоном советской жизни. «14 жовтня 1980 р. Під час зустрічі з агентом ЦРУ Толкачов висловлює бажання отримати записи західної музики для сина. 24 травня 1982 р. ЦРУ передає Толкачову леза для гоління та касетний плеєр».
Виктор Хорунжий. Салон «Санта Муэрте». — К.: Саммит-Книга, 2018.
С одной стороны, горячий, экзотический, городской роман о влюбленном юноше по имени Себастьян мог бы оказаться увлекательной мелодрамой, ведь «город Росарито жил своей обособленной жизнью, далекой от быстрого ритма мегаполисов».
Однако, автор этой истории о Смерти – современный украинский писатель, известный именно своими неординарными романами, в которых мистика и фэнтези непредсказуемо сочетается с реальностью, любовью и драмой. Избежать жанровых подвохов ему помогает юридическое образование, вот отчего его истории бывают безукоризненны в плане граничных ситуаций, а профессия композитора, а также работа продюсером и руководителем компании «Space1Media World» придает шарма именно в области «правды жизни».
Ведь речь в его новом романе – о неординарных личностях, скучающем юноше, влюбленном в красавицу Камиллу – необычную, взбалмошную, романтичную художнику с необычными пристрастиями. «Ошеломленный, Себастьян едва не забыл дышать.
Только немного присмотревшись, он наконец сообразил, что кости черепа просто искусно нарисованы на лице живого человека. А еще через несколько ударов сердца понял, что в образе Святой Смерти перед ним — его Камилла…»
Ірен Роздобудько. Прилетіла ластівочка. – К.: Нора-друк, 2018
По сюжету этого детективного романа, уже в наше время в американском доме престарелых умирает пациент по имени Леонтович, который называл себя братом известного украинского композитора, но на исповеди всплывают совсем другие факты.
Ведь тайна преступления, которое произошло в 1921 году, когда «официально» при загадочных обстоятельствах от рук «петлюровского» убийцы погиб композитор Леонтович, автор «Щедрика», хранилась в советских архивах более 80 лет. Кто на самом деле убил украинского гения?
Роман открывает завесу над этой загадочной историей, которая, как оказалось, имеет «большевицкий» след. При этом убийцу так и не нашли, и лет ему сейчас должно быть не так уж много.
«Над столиком, заваленим газетами, знову зависла тиша. — Отже, він може бути живий? — запитав Сем. — Його ще можна знайти для свідчення? Містер Шепард посміхнувся. — Можливо і живий. Якщо, скажімо, в ті роки йому було, як записано у Яструбецького, не більше двадцяти двох, то він міг би дожити до сьогодні».
Марта Гавришко. Долаючи тишу. – Х.: Клуб Сімейного Дозвілля, 2018
По отношению к героиням этой необычной книги памяти история была несправедлива. Рассказывая о периоде героической борьбы в времен ОУН-УПА, конспирации, подполье и бытовых настроениях, ее автор напоминает о том, что, как правило, героями выступают мужчины: Бандера, Шухевич и другие.
В то же время, женщины, оставались в тени, хотя, отвечать за мужчин перед большевистской властью, односельчанами и родными убитых приходилось именно им. Героинями книги стали лишь 27 женщин, на время записи интервью проживавшие в Волынской, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областях.
Это регионы, где активно действовало националистическое подполье и УПА и где память о них чествуют уже несколько десятилетий. Встречи с женщинами происходили в их частных домах.
«Якою є пам’ять про тих жінок, які мали досвід, відмінний від досвіду «канонізованих» Ольги Басараб, Олени Теліги і Катерини Зарицької? – запитують в збірці. - Чи відомі імена й долі зв’язкових, розвідниць, радисток, друкарок, санітарок, пропагандисток, життя яких перевернула війна, забравши їхню молодість, здоров’я або й життя? Чому в героїчній історії їм відводять другорядні ролі?»